Суть маркировки товаров
Под маркировкой понимают сложный процесс, при котором на каждый экземпляр товара наносится марка с уникальным кодом. По этой марке товарная единица отслеживается через информационную систему, пока не попадет в руки к конечному покупателю.
Средство идентификации — это марка, содержащая код формата datamatrix. Оператор системы генерирует такие коды для каждого экземпляра продукции и передает их производителю (импортеру). В коде зашифрована основная информация о производстве товара — страна происхождения, производитель, основные параметры (например, модель, цвет, размер обуви).
Обязательная маркировка товаров с 2020 года касается всех участников оборота продукции. Производитель наносит марку на товар и регистрирует код в специальной информационной системе «Честный знак». Теперь в ней отражены сведения о данном экземпляре с привязкой к этому коду. Существуют и другие информационной системы (ИС) маркировки и прослеживаемости товаров, например, ЕГАИС для алкоголя или ФГИС «Меркурий» для продукции, подлежащей ветеринарному контролю.
В ИС фиксируется каждый этап перемещения товара, подлежащего обязательной маркировке с 2020 года, по цепочке: производитель > дистрибьютор > оптовый продавец > розничный магазин. Таким образом, всегда можно отследить, где находится этот товар. Когда он реализуется в рознице, то через онлайн-кассу выводится из оборота и исключается из информационной системы. При этом покупатель также может получить данные о конкретном товаре по уникальному коду, воспользовавшись специальным приложением для мобильных устройств. Так маркировка способствует защите рынка от контрафактной продукции.
Функционирование всей системы через свою дочернюю структуру обеспечивает «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). Эта компания стала участником системы в рамках государственно-частного партнерства. Ответственными за маркировку являются сразу несколько министерств: Минпромторг осуществляет ее координацию, Минфин обеспечивает правовое регулирование, а Минкомсвязи следит за работой информационной системы и оператора.
Иные документы, подтверждающие соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям
Соответствие товаров обязательным законодательным требованиям по качеству и безопасности могут подтверждать также (п. 2 ст. 456 ГК РФ
; п. 10 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, утв.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299
; п. 1 ст. 2.3
Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»
; Перечень, утв.
Приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648
; п. 142 Правил, утв.
постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
):
• свидетельство о государственной регистрации, которое удостоверяет соответствие некоторых товаров единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям на территории Евразийского экономического союза;
• сертификат качества;
• ветеринарные сертификаты, свидетельства, справки, подтверждающие соответствие определенной продукции (например, мяса, рыбы, молочных продуктов) требованиям ветеринарно-санитарной безопасности.
Какие товары уже маркируются
Массовая товарная маркировка начата четыре года назад. В 2020 году она распространяется лишь на отдельные группы товаров, но их перечень постепенно расширяется. Что и с какого времени будут помечать уникальными кодами, решает Правительство на основании закона № 487-ФЗ от 31.12.2017. На сегодняшний день действует распоряжение от 28.04.2018 № 792-р, в котором приводится перечень товаров и даты начала его маркировки. А распоряжением от 28.12.2018 № 2963-р утверждены ее правила.
По каждой товарной группе маркировка сначала вводится в качестве эксперимента. Сроки его проведения устанавливаются индивидуально с учетом специфики отрасли. Если результаты приемлемые, принимается решение об обязательной маркировке с 2020 года. Сначала помечаются кодами товары, которые производятся или ввозятся в страну. При этом выпущенные ранее партии, не содержащие кодов идентификации, до определенного момента разрешено продавать наравне с маркированными.
В итоге в 2020 году система маркировки действует в отношении нескольких групп товаров:
- Одежда из натурального меха, ее элементы и аксессуары. Указанная группа маркируется полностью. Это значит, что запрещено производить, ввозить, поставлять, принимать и продавать изделия из этой группы вне системы маркировки. Любой экземпляр без уникального кода в ИС считается контрафактом.
- Табачные изделия. Маркировке в 2020 году подлежат сигареты и папиросы — они маркируются с середины прошлого года. Однако на складах поставщиков еще остается продукция без уникальных кодов. Продавать ее можно только до 1 июля 2020 года. Далее оборот таких сигарет попадает под запрет.
- Медицинские препараты. Их обязательная маркировка намечалась на начало 2020 года, но ее отложили до 1 июля. Рынок, по мнению экспертов, оказался к ней не готов. Лишь треть участников оборота к 1 января смогли приобрести оборудование и зарегистрироваться в системе «Честный знак».
- Обувь и обувные товары. Эта группа маркируется в порядке эксперимента уже год. С 1 марта 2020 года обувь без маркировки запрещено производить, поставлять оптом и реализовать в розничных точках. Импортную обувь, которая была приобретена до 1 марта, можно ввести в страну до 1 апреля. В тот же срок ее нужно промаркировать. Обувь на складах, купленную до 1 марта 2020 года, разрешено пометить уникальными кодами до 1 мая при наличии документов о дате покупки.
Какой должна быть продукция, чтобы соответствовать основным показателям?
Несколько видов требований, предъявляемых к качеству продукции, выделены российским законодательством как приоритетные.
Безопасность
Законодательство Российской Федерации выделяет требование к безопасности производимой продукции как наиболее приоритетное. Безопасность продукта – это состояние, исключающее или минимизирующее возможное негативное воздействие от его использования.
Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» обязательными являются требования:
- безопасности продукции;
- процессов производства;
- эксплуатации;
- хранения;
- транспортировки;
- реализации;
- утилизации.
Для достижения должного уровня безопасности необходимо применение фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер.
Оценка экологичности
Производимая продукция не должна оказывать негативное воздействие на окружающую среду в процессе производства, реализации, эксплуатации и утилизации. Производство и хранение продукции следует осуществлять в экологичных и безопасных условиях, минимизируя вред, причиняемый человеку и природе.
Показатели совместимости
Использование одного продукта не должно исключать возможности использовать другой аналогичный продукт. При установлении состава требований совместимости используется системный подход, который предусматривает учет взаимосвязи в системах «техника-среда», «продукция – тара» и т.д.
Что еще будут маркировать
Информация о том, какие товары подлежат маркировке в ближайшее время, представлена в таблице 1.
Таблица 1. Маркировка прочих товаров
Категория | Крайняя дата регистрации в ИС | Дата запрета оборота без кода | Крайняя дата маркировки остатков |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | 29 февраля 2020 | 1 октября 2020 | 1 декабря 2020 |
Шины и покрышки | в течение 7 дней с даты начала оборота | 1 ноября 2020 | 1 марта 2021 |
Духи и туалетная вода | 31 марта 2020 | 1 октября 2020 | 30 октября 2021 |
Одежда из натуральной кожи, блузки, пальто, куртки, плащи, постельное белье и текстильные принадлежности для кухни | не определено | 1 января 2021 | 1 января 2021 |
Также есть товары, подлежащие обязательной маркировке в будущем. Пока они помечаются кодами в виде эксперимента, точные сроки этапов проведения которого не установлены. Они собраны в таблице 2.
Таблица 2. Экспериментальная маркировка товаров с 2020 года
Товар | Планируемые сроки проведения эксперимента по маркировке |
Молоко и продукция из него | До 1 декабря 2020 |
Кресла-коляски: • ручные • автоматические | до 1 декабря 2020 до 31 мая 2020 |
Велосипеды | До 31 мая 2020 |
Маркировка для малого бизнеса
Обязательная маркировка товаров с 2020 затронула многие бизнес-субъекты. На практике подготовка к процессу сводится к тому, что необходимо зарегистрироваться в системе маркировки и приобрести сканер для считывания кодов. Производители и импортеры дополнительно должны обеспечить нанесение марки на каждую единицу товара.
При поставке маркированной продукции в системе отмечается, какие именно коды ей соответствуют. Принимающей стороне необходимо их считать и сравнить с теми, что указал поставщик. Если пришла партия с отсутствующими кодами или вовсе без них, значит, происхождение товара сомнительно и принять его нельзя.
В конечном пункте оборота маркированной продукции, например, в розничном магазине, производится исключение из информационной системы кодов, соответствующих проданным товарам.
Налоговые ограничения
В связи с введением обязательной маркировки произошли изменения в правилах применения налоговых режимов. В соответствии с законом № 325-ФЗ от 29.09.2019, при реализации маркированных товаров запрещено применять ЕНВД и патентную систему. Такие правила прописали в Налоговом кодексе. Причем речь строго об определенных товарах — обуви, лекарствах и меховых изделиях.
Бесплатная консультация по налогам
Что касается прочей продукции, маркировка которой запланирована на будущее, то об этом в Кодексе не сказано. Вероятно, к моменту ее введения будут внесены новые поправки.
Малый бизнес задается вопросом — с чем связаны такие законодательные ограничения? Суть в том, что размер ЕНВД и стоимость патента не зависят от размера дохода, который получил предприниматель. Вмененный налог рассчитывается исходя из физического показателя, например, площади магазина, количества сотрудников или единиц транспорта. А цена патента рассчитывается как 6% от потенциально возможного дохода ИП, который определяют власти. Такой подход, как правило, выгоден для бизнеса, но бюджет от него проигрывает.
Эти налоговые преференции задумывались для поддержки малого предпринимательства. Многие из таких предприятий не могли автоматизировать процесс приема платы и учет. Считать налоги с выручки было бы для них затруднительно.
Вместе с тем по закону продавать маркированную продукцию в розничной сети можно только через онлайн-кассы. А с ККТ посчитать доход не проблема — техника делает это сама. И теперь, по мнению законодателей, нет оснований для применения ЕНВД и патента при реализации маркированных товаров. Более того, вмененка будет полностью отменена уже в следующем году.
Что должно быть на этикетке товара Европейского Союза
Требования к этикетке (или маркировке) товара, произведенного в странах Евросоюза, согласно законодательству, следующие:
Обязательные элементы для продуктов питания :
- торговое название продукта
- список содержащихся в нем компонентов
- количество или категория этих компонентов \ в процентах \
- дату окончания реализации \ минимальную \
- условия хранения \ или использования \
- место происхождения товара \ только при необходимости \
- Название и адрес фирмы-изготовителя
- Название и адрес фирмы-дистрибьютора
- При необходимости страна происхождения товара, а также инструкция \ при необходимости \
Выводы
Итак, мы рассмотрели списки товаров, подлежащих обязательной маркировке с 2020 года и позже. Правительство планирует расширять эту практику, стремясь тем самым бороться с незаконно произведенной или ввезенной продукцией. Для бизнеса это, с одной стороны, дополнительная нагрузка, поскольку надо покупать оборудование, подключаться к системе и передавать в нее данные. С другой же стороны, это может способствовать очищению рынка и вытеснению с него теневых конкурентов.
Новшество вводится медленно. Хотя список товарных групп для маркировки в распоряжении № 792-р большой, по факту пока под нее попадает лишь меховая одежда, лекарственные средства, обувь и сигареты. Другие товары маркируются в 2020 году в качестве эксперимента.