Права и обязанности пассажиров ж/д сообщения
Правила перевозки пассажиров регламентированы основными законодательными актами:
- Законом №2300-1 определяющим права потребителей услуг.
- ФЗ РФ № 18 «Устав ж/д транспорта РФ».
- Приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 №473, устанавливающим основные нормы перевозки пассажиров и их багажа.
Права
Согласно ст. 83 ФЗ РФ №18, пассажир поезда имеет следующие права.
- Поменять при необходимости свое место на любое другое свободное, даже если оно находится в вагоне с более высокой комфортностью. Для этого следует обратиться к начальнику состава и доплатить, если новое место стоит дороже.
Внимание. При равнозначной цене билетов доплачивать не нужно. - Получить горячую воду в любое время. Кроме этого, пассажир может купить кофе или чай у проводника, который обязан предлагать напитки и сухие кондитерские изделия несколько раз в сутки. А также при необходимости получить медицинскую аптечку.
- Пассажир имеет право отправиться в путь ранее даты, указанной в билете при наличии свободных мест в выбранном поезде. Для этого следует отметиться у кассира, доплачивать за эту услугу не нужно.
- Во время проезда на поезде дальнего следования пассажир может сделать остановку на одной из станций на срок не более 10 дней. Чтобы получить эту услугу следует отметиться у кассира вокзала в течение трех часов после прихода поезда на эту станцию. Продолжить путь можно в оговоренный день на транспорте того же перевозчика, дополнительно оплатив услуги по переоформлению билета и стоимость плацкарта от остановки до места назначения.
- При возникновении серьезных проблем со здоровьем во время проезда пассажир имеет право сойти с поезда для обращения за медицинской помощью. После выздоровления он может возобновить путь при наличии у него справки из медицинского учреждения с подтверждением факта болезни и ее продолжительности.
- Гражданин, ожидающий поезд, может пользоваться туалетом вокзала бесплатно при наличии билета. Возможность можно использовать в течение 24 часов до посадки или после приезда. А также бесплатно посещать санузел могут пассажиры стоящего поезда.
- Провозить с собой одного ребенка до пяти лет бесплатно. За детей от пяти до десяти лет оплачивают проезд в полцены.
- Пассажир может перевозить с собой ручную кладь весом от 36 до 50 кг в зависимости от категории вагона. Общие габариты груза не должны превышать 180 см, багаж располагается так, чтобы не мешать передвижению других пассажиров.
Важно. Пассажиры-инвалиды приобретают проездной по льготной цене и могут воспользоваться специальным спальным местом и туалетом.
Кроме вышеперечисленного, гражданин может рассчитывать на следующие услуги:
- При опоздании на посадку пассажир может в течение 12 часов с момента отбытия поезда:
- вернуть стоимость билета с вычетом стоимости плацкарта;
купить билет на другой поезд с вычетом стоимости билета.
- В случае отмены или задержки поезда гражданин имеет право на возмещение полной стоимости билета до момента отправки транспорта по расписанию. А также он может потребовать оплаты штрафа в размере 3% от цены билета за каждый час задержки. Пассажир имеет право обратиться за возмещением причиненного вреда и убытков в суд.
- Если пассажир решил отменить поездку и вернуть билет, то размер возвращаемых денежных средств зависит от времени обращения в кассу:
- более 8 часов до момента отправления поезда – полная стоимость проезда;
- от 2 до 8 часов – возвращается полная стоимость билета и 50% от стоимости плацкарта;
- до 2 часов – возвращение только стоимости билета.
- Утерянный проездной билет на поезда пригородного сообщения не восстанавливается. Для рейсов дальнего следования восстановление возможно, если сведения об утерянном проездном можно точно идентифицировать. Если информация предоставлена неполная, то услуга предоставляется платно.
- Если перевозчик не имеет возможности предоставить гражданину его купленное место, то он обязан:
- предоставить место более высокой комфортности без доплаты;
- выделить место по более низкой стоимости с выплатой разницы;
- вернуть полную стоимость проезда;
- переоформить проездной на следующий поезд.
- Пассажир, получивший травму во время следования поезда, имеет право на:
- возмещение ущерба здоровью и ежемесячные выплаты при признании гражданина вследствие травмы инвалидом;
- оплаты расходов на лечение и переобучение;
- предоставление инвалидной коляски компанией.
Если опоздание произошло из-за ухудшения здоровья, право на возврат или переоформление билета продляются на пять суток на основании справки из медицинского учреждения. В случае опоздания на пересадку из-за задержки поезда, гражданин может потребовать возврата полной стоимости проезда.
Важно. Сбор постельного белья после прибытия входит в обязанности проводника.
Обязанности
- Покупка проездного документа и его сохранение до места назначения.
- Оплата провоза багажа сверх установленной нормы согласно тарифам.
- Соблюдение правил пользования ж/д транспортом, бережное отношение к имуществу перевозчика.
- Предъявление проездного документа по требованию уполномоченных лиц.
Стоимость питания в поезде РЖД
Гарантированное питание сразу входит в стоимость жд билета. Отказаться от него можно до оплаты проездного документа.
Дополнительное питание оплачивается отдельно. Стоимость зависит от типа вагона и меню. Отказаться от услуги можно в билетной кассе или на сайте ОАО «РЖД» максимум за 24 часа до отправления поезда. При отказе от услуги дополнительного питания или оформлении новой услуги комиссионный сбор с пассажира не взимается.
Тип вагона / тип питания | Люкс | СВ | Купейный | Плацкартный |
Завтрак | 430 руб. | 370 руб. | 250 руб. | 210 руб. |
Обед | 610 руб. | 500 руб. | 370 руб. | 300 руб. |
Ужин | 500 руб. | 430 руб. | 310 руб. | 270 руб. |
(222 оценок, среднее: 3,71 из 5)
Нормы и предписания перевозки
Правила перевозки детей, багажа и животных регламентированы Приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 №473.
Детей
Основные правила перевозки детей:
- Перевозка одного ребенка до 5 лет, не занимающего отдельное место, осуществляется бесплатно.
- При перевозке более одного ребенка возрастом до пяти лет, гражданин оплачивает одно место за двоих детей.
- За детей от пяти до десяти лет оплачивается билет по льготному тарифу.
- Возраст ребенка рассчитывается на дату посадки в поезд.
Багажа и ручной клади
При перевозке багажа действуют несколько правил:
- вес ручной клади не более 36 кг, в вагонах СВ не более 50 кг, размер не более 180 см;
- ручная кладь располагается так, чтобы не мешать передвижению пассажиров, за ее сохранность ответственен пассажир;
- за сохранность оплаченного багажа в специальном отсеке ответственность несет перевозчик;
- запрещена перевозка огнестрельного оружия и взрывчатых, отравляющих и других опасных веществ.
Животных
Правила перевозки животных таковы:
- Допускается перевозка мелких домашних животных, птиц и т. д. в пассажирском вагоне за установленную плату.
- Разрешена перевозка крупных животных в вагонах определенного класса. Условием является выкуп всех мест в купе.
- Собака-проводник может находиться в любом вагоне со своим хозяином бесплатно.
- Кормление и поддержание санитарно-гигиенических норм осуществляется владельцами животных.
Что нужно знать при поездке в составах дальнего следования в плацкартных вагонах и купе?
Важно. Согласно Правил Минтранса, каждый гражданин обязан занимать то место, которое оплатил.
Поэтому пассажир верхней полки не имеет права занимать место соседа с нижней полки без его разрешения. Нет исключений и для поездов дальнего следования, даже если дорога занимает несколько суток.
РЖД рекомендует договариваться и приходить к компромиссу самим пассажирам. Если предстоит долгий путь, тем более с ребенком, желательно заранее выбрать билет на нижнее место. Купить проездной можно за 90 дней до поездки.
Столиком могут пользоваться все пассажиры, но нельзя требовать от соседа уступать место за ним. Можно только договориться о совместном пользовании. В иных случаях можно воспользоваться следующими вариантами:
- попросить проводника найти место для кормления ребенка;
- попросить у начальника состава другое место, если оно есть в наличии;
- перекусить в вагоне-ресторане.
При размещении багажа применяются правила:
- место под нижней полкой использует тот, кто ее занимает;
- верхняя багажная полка предназначена для пассажира верхнего места;
- при отсутствии верхней багажной полки ручная кладь размешается под нижним сиденьем поровну.
Кто имеет право на столик в купе?
Если раньше преимущественным правом на стол обладали только нижние пассажиры, то с 2020 года и верхние, и нижние пассажиры увидели надпись в электронном билете: «Стол общий». Таким образом, пользоваться столиком могут все пассажиры, необходимо только учесть один нюанс, что сидеть на месте нижнего пассажира без его разрешения нельзя.
Использование общего стола вызвало вопросы у пассажиров верхних боковых полок – ведь пользоваться столом они могли только при сложенной нижней боковой полке.
Денис М. рассказал:
«Ехал на верхней боковой полке, внизу ехала женщина, которая просто весь день пролежала на полке. На мои просьбы убрать постель и позволить мне хотя бы один раз за день нормально принять пищу, она заявила, что купила билет и может лежать хоть круглые сутки».
По рекомендациям РЖД в дневное время пассажир нижней боковой полки должен предоставить возможность пассажиру верхней воспользоваться столом за исключением случаев, когда нижнему пассажиру трудно вставать из-за болезни или инвалидности – тогда рекомендуется воспользоваться столиком купе напротив.
Важно учесть, что эти рекомендации не закреплены нормативными документами, а выпущены с целью снизить число конфликтов между пассажирами и сделать проезд более комфортным.
Что нельзя делать пассажирам РЖД?
Пассажирам ж/д транспорта запрещены следующие действия:
- Останавливать поезд стоп-краном, входить и выходить на ходу, осуществлять проезд в непредусмотренных для этого местах (крыша, подножка и т. д.).
- Курение разрешено только во время остановок в специально отведенных местах, не ближе, чем за 15 метров от вокзала.
- Употребление алкогольных напитков вне вагона-ресторана запрещено. Предлагаемые там напитки не должны быть крепостью больше 16%.
- Нарушать общественный порядок, устраивать азартные игры, мусорить.
Посещение туалета – бесплатно
Долгие переезды или ожидание своего поезда нередко сопровождаются необходимостью посетить уборную. Как известно, поход туда на вокзалах платный, но не для всех. Так, если на руках у вас есть билет на поезд, то брать деньги с вас за поход в туалет не должны. Но тут есть свои временные ограничения:
- до отправления – за 3 часа до времени отбытия;
- после прибытия – 1 час.
Кстати, подобное правило действует не только на ж/д вокзалах, но и на автовокзале, порту, станции. Главное – при проходе в туалет предъявить билет.
Ответственность за нарушение норм поведения
- Начисление штрафа за безбилетный проезд на пригородных маршрутах в 50-ти кратном размере стоимости проезда за 10 км, на поездах дальнего следования в 5-ти кратном размере стоимости проезда за 100 км.
- Снятие с поезда за нарушение общественного порядка и правил проезда на ж/д транспорте. Стоимость проезда не возмещается.
- Штрафование за распитие алкогольных напитков вне вагона-ресторана.
- Начисление штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей за срыв стоп-крана без уважительной причины.
Пассажир может быть снят с поезда по решению проводника следующими лицами:
- сотрудниками МВД при нарушении правил проезда;
- медицинскими работниками, если болезнь мешает дальнейшей поездке или представляет опасность для других пассажиров.
Внимание. Планируя поездку в поезде, следует ознакомиться со своими правами и обязанностями. При выборе билета нужно обратить внимание на вид вагона, предоставленное место и класс обслуживания, чтобы путешествовать с максимальным комфортом.
Правила поведения в поездах регламентированы законодательными актами, их нарушение может привести прерыванию поездки и административному наказанию. При нарушении его прав пассажир может пожаловаться руководству железной дороги.
Временная остановка по пути следования
Правилами разрешается прервать путешествие. При этом далее использовать можно тот же билет, но с определенными нюансами:
- Прерывание следования разрешено на срок, не превышающий десяти дней.
- В течение трех часов с момента остановки состава на станции следует обратиться в кассу.
- Работнику сообщается время остановки на станции (не более десяти дней) и желаемую дату продолжения путешествия.
- Продление билета осуществляется после внесения сбора за переоформление и стоимости плацкарты при наличии свободных мест.
Если пришлось задержаться на станции по состоянию здоровья, то ограничения снимаются. Но в кассу придется предоставить справку о сроке заболевания.