Что такое поверка и для чего она нужна
Если прибор вовремя не прошел официальную проверку, его показания считаются недействительными.
Процедура представляет собой метрологический процесс определения характеристик счетчика, соответствия погрешности техническим требованиям. Если прибор успешно прошел проверку, на него наклеивается специальная голографическая наклейка — свидетельство о поверке со сроком действия. И его можно использовать дальше. Либо дается заключение о непригодности.
Водомеры подвергаются двум видам экспертиз:
- очередной, выполняющейся по истечении срока действия свидетельства и межповерочного интервала водосчетчиков;
- внеочередной, которая назначается, если есть подозрение в неисправности или некорректной работе приборов учета воды, если нарушена пломба.
Для поверки владельцу счетчика, установленного в квартире или частном доме, надо написать заявление в адрес УК либо в организацию-поставщика услуг.
Процедура выполняется одним из двух способов. Первый подразумевает проведение полноценной проверки в сертифицированной лаборатории и выполняется в несколько этапов:
- на дом приезжает уполномоченный монтажник, снимающий счетчик и устанавливающий вместо него подготовленный заранее по размерам отрезок трубы – вставку;
- водосчетчик доставляется в метрологическую лабораторию, ремонтируется, чистится и поверяется;
- поверенный прибор устанавливается на место вставки.
Такой способ применяется преимущественно для проведения внеочередной проверки. Хозяин должен находиться дома для доступа специалиста к месту установки водомера.
Второй вариант применяется, когда срок поверки приближается к окончанию. Контроль за своевременностью проведения очередной поверки и учет водосчетчиков ведется метрологической службой управляющей компании или предприятия-поставщика ]Поверка водосчетчика[/anchor] – обязанность его владельца, потребитель должен самостоятельно ее инициировать. Если жилец отказывается это делать, оплата за воду начисляется по нормативам на каждого зарегистрированного по адресу человека.
Что говорит закон?
Законодательно государство возлагает ответственность за корректность данных по учету воды на собственников жилья.
Федеральный закон №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» прямо говорит о том, что поверку необходимо проводить по срокам завода-изготовителя, а все расходы и ответственность за контроль этих сроков лежат на плечах владельцев жилого помещения.
Межповерочный интервал и общий срок службы прибора учета указан в техническом паспорте изделия. Прямого указания о том, заменять счетчик или проводить поверку в законе нет, жильцы сами выбирают, какой способ им подходит больше.
Замена или поверка?
Когда подходит срок проверки счетчиков воды, многие жильцы решают не поверять, а менять прибор.
Чтобы заменить водомер, надо купить новый счетчик, вызвать специалиста организации, которая имеет гослицензию на проведение поверок. Мастер зарегистрирует показания, удалит пломбу, выполнит снятие старого водомера. При себе необходимо иметь документы, подтверждающие оплату коммунальных услуг. Иначе в смене будет отказано.
Факт монтажа регистрируется в специальном журнале. Для узаконивания установки сотрудник ЖКХ должен опломбировать новый прибор, занести данные о нем в реестр. После этого можно оплачивать услуги согласно показаниям водомера.
Как часто надо менять счетчик на воду, зависит от интенсивности и условий его использования — загрязненности водопровода, уровня хлорирования. Стандартный срок службы составляет порядка 12 лет. Количество поверок водосчетчиков для холодной воды за это время составит не более трех, горячей – максимум две. На время нахождения водомера в метрологической лаборатории плата начисляется по нормативам водопотребления, установленным законодательно.
Результата поверки ждать не обязательно. По статистике, 90% водосчетчиков оказываются неисправны, использовать их нельзя. Мастера считают, что виновато низкое качество водопроводной воды.
Как осуществить поверку?
Как осуществляется поверка счетчиков воды? Сроки действия результатов прежней проверки должны быть в силе — это желательно, чтобы избежать возможных расхождений по данным о потреблении с поставщиком коммунальных услуг.
Потребитель должен, прежде всего, осуществить корректный демонтаж функционирующих устройств. Это можно сделать, обратившись к специалистам в ТСЖ или управляющую компанию. Иногда требуется согласовать данную процедуру с фактическим поставщиком коммунальных услуг за 2 рабочих дня до ее проведения. Перед тем как счетчик будет снят, следует зафиксировать его показания и передать поставщику воды.
Как часто проверяют счетчик
Срок поверки счетчиков холодной и горячей воды устанавливает Росстандарт. Стандартный межповерочный интервал для счетчиков холодной воды — шесть лет. Для горячей предусмотрен отдельный прибор. Поверка счетчика для горячей воды по закону должна производиться не реже одного раза в четыре года. Меньший срок обусловлен двумя факторами:
- влиянием высоких температур;
- содержанием в горячей воде взвешенных твердых частиц, отрицательно воздействующих на работу прибора.
Иногда межповерочный интервал для счетчиков воды конкретной модели меньше обычных 4 и 6 лет (эти данные есть в паспорте изделия). Увеличенного интервала для счетчиков воды не может установить ни один производитель, так как периодичность поверки закреплена законодательно. Изменить ее в большую сторону невозможно ни при каких условиях.
Срок поверки нового счетчика холодной или горячей воды указан в паспорте изделия, являющимся официальным документом. Из него можно почерпнуть всю информацию о приборе: условия эксплуатации, когда нужно по закону поверять счетчик, методику проведения испытаний. Основанием являются результаты метрологических испытаний. При изготовлении приборы проходят испытания технических параметров.
Водяные счетчики обязательно подвергаются метрологическому контролю в заводской лаборатории, проставляется штамп на одной из страниц паспорта. Как узнать дату следующей поверки? Это можно сделать прибавлением интервала поверки к дате, указанной в документе.
Межповерочные интервалы отсчитываются от даты заводских испытаний, а не ввода счетчика в эксплуатацию. Если паспорт потерян или поврежден, узнать срок поверки прибора можно на сайте производителя.
Какой счетчик на воду лучше купить: основные виды
В квартирах и частных домах собственники могут установить отечественный или импортный прибор учета потребляемых ресурсов. Российская техника отличается наиболее простым механизмом конструкции, а самыми лучшими и популярными фирмами являются:
- Берегун;
- ТеплоВодомер;
- Пульсар;
- Метер;
- СГВ (Старорусприбор);
- Газэлектроника (СВК).
Рис 5.
Водосчетчики Берегун
Рис 6.
Водосчетчики Тепло Водомер
Рис 7.
Водосчетчики Пульсар
Рис 8.
Водосчетчики Метер
Указанные счетчики производятся в точном соответствии с государственными стандартами, поэтому срок проведения поверок у них одинаковый: 4 года – для горячей, 6 – холодной воды.
Импортные производители предлагают российскому потребителю электронные счетчики с высокой точностью замеров. Самые известные бренды:
- Сименс;
- Зеннер;
- Minomess.
Рис 9.
Водосчетчики Метер
Рис 10.
Водосчетчики Zinner
Рис 11.
Водосчетчики Minomess
Внутри таких устройств имеется встроенный компьютерный чип, а для корпусов используются максимально прочные и защищенные конструкции, что значительно увеличивает срок их службы. В среднем межповерочный интервал приборов может составлять 10-16 лет. Однако у зарубежной техники есть и минус: высокая цена, что существенно снижает спрос на такие модели.
Видео 3.
Какой счетчик воды лучше установить в квартире?
Алгоритм испытания водосчетчика
Проверяют счетчики воды согласно МИ 1592-2015 тремя способами:
- на месте установки;
- в метрологической лаборатории;
- заменой.
При самостоятельной доставке водомера следует учесть:
- демонтировать прибор могут только уполномоченные специалисты поставщика услуг;
- вместо снятого водосчетчика временно ставится вставка;
- проверять счетчик можно только в аккредитованной лаборатории.
Также поверку прибора можно выполнить на месте его установки с помощью передвижного стенда. Специалист приезжает на дом, ему следует предоставить паспорт на счетчик, данные о предыдущих поверках.
Услуга стоит недешево. Ее преимущества заключаются в следующем:
- удобство для потребителя;
- быстрота исполнения – процесс занимает порядка 30 минут;
- нет необходимости демонтировать водомер.
Популярностью процедуры пытаются воспользоваться мошенники. Необходимо убедиться в наличии у специалиста удостоверения и сертификата, уточнить по телефону информацию о работнике.
Если просрочить поверку
При просрочке поверки плата за водопользование начисляется не по показаниям прибора, а исходя из средних объемов за последние шесть месяцев. Затем придется платить по нормативу расхода пропорционально числу зарегистрированных жильцов.
Федеральный закон о приборах учета можно скачать ЗДЕСЬ.
Критерии определения суммы платежей при просроченной поверке водомера отличаются в различных регионах. Среднее значение может приниматься по итогам не шести, а трех месяцев. Также отличаются и нормы расхода воды на каждого зарегистрированного человека.
Следить за тем, когда подходит срок очередной поверки, должны не службы ЖКХ, а сам квартиросъемщик. Управляющие компании только ведут учет имеющихся и регистрацию новых счетчиков.
Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!
Последствия пропуска срока поверки водосчётчика
На основании пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года, ввод в эксплуатацию, техническая эксплуатация, содержание и своевременная замена приборов учёта воды, установленных в помещении, должны обеспечиваться собственником помещения.
Если по каким-то причинам вы пропустили дату очередной поверки водосчётчика, компания, предоставляющая ресурс, первые три месяца будет проводить вам начисление платы по среднемесячному расходу
согласно пп. «а» пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг. После этого периода расчёт начнётся
по нормативам
, установленным законодательством РФ,
с применением повышающих коэффициентов
.