Требования к распорядку дня в ДОУ по СанПиН
Стандартный распорядок дня в детском саду рассчитан на 12 часов, которые ребенок проводит в стенах дошкольного заведения. Внесение каких-либо корректив осуществляется с учетом климатических условий, географического положения, других факторов. Режим составляют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.12660–10. Основные положения:
- В детском саду предусмотрено четырехразовое питание с временным интервалом 4 часа между трапезами.
- Предусмотрено 2 прогулки на свежем воздухе – в первой половине дня и после дневного сна. В общей сложности гулять с детьми требуется 3–4 часа. Время пребывания на улице сокращается при температуре ниже –15 °С и скорости ветра от 7 м/с.
- Согласно расписанию дня, время дневного сна составляет 2–2,5 часа, при этом воспитатель должен присутствовать в спальне и следить за спящими детьми.
- Требуется проветривать помещение менее 10 мин. через каждые 90 мин. При отсутствии детей организовать проветривание за 30 мин. до их прихода с улицы или занятий. Температура воздуха не должна опускаться более 2–4 °С, важно избегать сквозняков.
- Постельное белье в детском саду требуется менять минимум 1 раз за неделю (согласно графику).
- В холодный сезон воспитатель должен встречать детей утром в группе, при теплой погоде – на улице (на групповой площадке).
Режим питания
Время | Прием пищи | Приблизительное меню |
8:30 | Завтрак | Горячее блюдо (молочная каша, творожная запеканка, яичный омлет), чай или какао, бутерброд с маслом, сыром. |
10:00 | Второй завтрак | Напиток с фруктами или без. |
12:00 | Обед | Первое блюдо (борщ, суп), второе (гарнир с мясом или рыбой), салат или овощи, холодный напиток. |
15:00 | Полдник | Выпечка (сдоба), напиток. |
18:00 | Ужин | Мясное или рыбное блюдо, творог, напиток. |
Занятия в детском саду
В детском саду развивают речевые навыки, расширяют кругозор детей, знакомят с азами математики и письма, прививают любовь к творчеству и культуре, дают новые знания. При отсутствии медицинских противопоказаний занятия ведутся по таким направлениям:
- физкультура;
- музыка, пение;
- изобразительное искусство;
- математика;
- развитие речи, логики, мелкой моторики;
- подготовка к школе.
В детском саду проводятся самостоятельные игры, когда дети общаются со сверстниками, заводят друзей, отдыхают. За день в детском саду проводится не более 3 занятий, перерыв между которыми составляет не менее 10 минут. Длительность урока:
- младшая группа (дети 3–4 года) – 10 мин.;
- средняя группа (4–5 лет) – 15 мин.;
- старшая группа (5–6 лет) – 20 мин.;
- подготовительная группа (6–7 лет) – 30 мин.
Занятия по физическому развитию
Занятия по физическому развитию проводятся не менее 3-х раз в неделю. Их длительность составляет от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы. Летом такие занятия рекомендуется проводить на открытом воздухе.
Помимо занятий по физическому развитию используются и другие формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, в некоторых детских садах — занятия на тренажёрах, плавание и др.
Утренний прием детей
Прием детей должен проводиться воспитателями и (или) медицинскими работниками. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание не принимаются. Если ребенок заболел в течение дня, его изолируют от здоровых детей (размещают в медицинском помещении) до прихода родителей или их госпитализации с информированием родителей.
Как проходит обед
После того, как все пришли с прогулки, детки-дежурные должны выполнить свои обязанности: они помогают нянечке накрывать столы (ставят салфеточки и тарелочки под хлеб, расставляют чашечки с блюдцами, раскладывают ложечки и вилочки). Воспитатель называет дежурным блюда, которые подадут сегодня на обед.
Перед тем как начинать принимать пищу, проводят обязательный режимный момент — умывание: воспитатель обращает внимание деток на то, чтобы у них правильно формировались культурно-гигиенические навыки. Потом воспитатель предлагает всем садиться за столы, обращая внимание на то, чтобы детки сидели ровно, ножки ставили прямо, а их локотки не лежали на столе.
Ребенок-дежурный рассказывает о том, что сегодня будет на обед и желает приятного аппетита.
В то время, когда проходит обед в детском саду, воспитатель может рассказать о том, что кушать — очень полезно — детки быстро растут, становятся крепкими и никогда не болеют. Малышей, которые не кушают, стараются убедить в том, чтобы они хотя бы немножко пожевали.
Когда обед закончен, детишки встают из-за своих столиков, говорят спасибо и убирают за собой чашки. Детки, которые дежурят, старательно помогают убирать посуду, не торопятся, держа ее двумя ручками.
Режим дня в детском саду
Распорядок дня в детском саду зависит от возраста ребенка, специализации дошкольного учебного заведения, других факторов на усмотрение воспитателя (методиста, руководства). Занятия, требующие повышенного умственного напряжения детей, проводят в первой половине дня, чередуют с физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством. Это важно, чтобы не перегружать ребенка, сделать его всесторонне развитой личностью на радость папе и маме.
Ясельная группа (2–3 года)
Распорядок дня в садике важно соблюдать с яслей. Это необходимо, чтобы малыши быстрее адаптировались. Важно ускорить процесс привыкания к воспитателям и няне, чтобы ребенок не переживал, и каждое утро с радостью шел в детский сад. Приблизительный график дня:
Время | Режим дня |
7:00–8:00 | Прием малышей |
8:00–8:20 | Завтрак |
8:20–9:00 | Самостоятельные игры в группе |
9:00–9:30 | Подготовка к прогулке |
9:30–11:30 | Уличные игры |
11:30–11:45 | Возвращение в группу, подготовка к обеду |
11:45–12:15 | Обед |
12:15–12:30 | Подготовка ко сну |
12:30–15:00 | Тихий час |
15:00–15:15 | Пробуждение после дневного сна |
15:15–15:30 | Полдник |
15:30–15:45 | Самостоятельные игры |
15:45–16:15 | Занятия по группам |
16:15–16:30 | Подготовка к выходу на улицу |
16:30–18:00 | Прогулка |
Младшая группа (3–4 года)
Время | Режим дня |
7:00–8:20 | Прием детей, утренняя зарядка, игры |
8:20–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:20 | Игры, подготовка к занятиям |
9:20–10:00 | Занятия |
10:00–10:20 | Подготовка к прогулке |
10:20–12:20 | Отдых на свежем воздухе |
12:20–13:00 | Обед |
13:00–15:15 | Тихий час |
15:15–15:45 | Пробуждение, игры, воздушные процедуры |
15:45–16:00 | Полдник |
16:00–16:30 | Игры, физическая активность |
16:30–16:50 | Сбор на улицу |
17:00–18:00 | Прогулка |
Средняя группа
Режим в садике для средней группы практически идентичен расписанию 2 младшей группы. Единственное изменение – появление кружков.
Старшая группа
В старшей группе отличий становится значительно больше:
- первая прогулка на 10 минут дольше;
- второй завтрак на 5 минут быстрее;
- «тихий час» короче ещё на 30 минут;
- на кружки и НОД отводится на 5 минут больше времени;
- время первой прогулки увеличивается на 10 минут;
- вторая прогулка короче на 15 минут;
- на 15 минут растёт время подготовки к ужину и собственно ужина.
Подготовительная группа
У подготовительной группы обед и подготовка к нему занимают полчаса, и больше их расписание ничем не отличается от старшей группы, им необходимо обучаться точно так же.
Правильный режим дня для 3-х летнего ребенка
надежда лутай
Правильный режим дня для 3-х летнего ребенка
СОДЕРЖАНИЕ:
Особенности возраста Основные режимные моменты Чем наполнить день? Стандартный режим дня
В трехлетнем возрасте ребенок становится более активным. Ему нужно много сил для игр и познавательной деятельности, общения со сверстниками. Для этого важно обеспечить ему, прежде всего, полноценный дневной и ночной отдых и правильное питание. Каким должен быть режим дня для ребенка в 3 года?
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
В 3 года ребенок выходит на новый этап развития. Он становится членом общества, поэтому общения с родителями ему уже мало. Большое значение приобретает общение со сверстниками. Если ребенок пока не посещает детский сад, ему необходимо обеспечить общение с другими детками на детской площадке. Можно записать его в группу раннего развития, чтобы он понемногу приучался к детскому социуму. Если же кроха пошел в дошкольное учреждение, его придется укладывать и поднимать утром пораньше. Узнайте распорядок дня детского сада, который будет посещать ваш малыш, и постепенно приучайте ребенка спать, кушать, бодрствовать в нужное время. Такой переход может занять до полугода, поэтому позаботиться о нем необходимо заранее. Сейчас малыш уже способен бодрствовать около 5–6 часов, потребности в отдыхе у него немного снижаются. Так, дневной сон сейчас остается один и может составлять около 1,5–2 часов. Но он должен присутствовать обязательно – пока ребенок еще не может обойтись без дневного отдыха. Такое положение сохранится до 6–7 лет. Значительно возрастает двигательная активность малыша. Он уже с легкостью преодолевает препятствия, может кататься на велосипеде, качелях, подолгу бегать-прыгать, залезать на возвышения, спрыгивать. Режим ребенка в 3 года должен включать достаточно времени для активных игр, физической активности.
ОСНОВНЫЕ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
Суточная потребность в отдыхе составляет для трехлеток около 11 часов: 9 приходится на ночной сон, примерно 2 часа – на дневной. Лучше всего укладывать ребенка спать после обеда, когда он успеет достаточно устать после утренней прогулки. Ночной сон целесообразно организовывать не позднее десяти вечера. Важно, чтобы он поспал 9 часов до 7 утра, чтобы успеть в детский сад, если он туда ходит (или привыкнуть к этому распорядку)
. Кушать 3
-летнему ребенку полагается не менее 4 раз. Сюда входят завтрак, обед, полдник и ужин. Продукты должны обеспечивать ребенку необходимый запас энергии и питательных веществ, чтобы он в течение дня мог быть активным физически и умственно, а значит – правильно развиваться. Гулять на улице, если позволяет погода,нужно не менее 4 часов в день: перед обедом и перед ужином. При этом в теплое время года все свободное время стоит проводить на свежем воздухе. Это благоприятно повлияет на аппетит, на сон и вообще развитие малыша.
ЭТО ВАЖНО!
Постарайтесь избавить малыша от привычки перекусывать между приемами пищи. В противном случае он просто не будет голоден к нужному времени. Особенно вредно перекусывать мучным или сладостями. Объясните своим родственникам, что не нужно подкармливать ребенка печеньем или шоколадками, чтобы добиться его расположения. Для этого существуют более полезные вещи. Например, веселые игры, песенки или танцы.
ЧЕМ НАПОЛНИТЬ ДЕНЬ?
Начнем с того, что день трехлетнего ребенка не должен проходить «по пунктикам»
от пробуждения до укладывания. Между приемами пищи и сном всегда остается свободное время. Поэтому важно знать, чем и когда можно заниматься с
ребенком. После пробуждения нужно приучать малыша посильно участвовать в застилании кроватки и складывании пижамы. Это поможет ребенку привыкать к бытовой самостоятельности. После сна и перед укладыванием на ночь важны водные процедуры. Утром ребенок должен умыться, почистить зубки. Вечером, помимо этого, искупаться. Для отработки навыков владения зубной щеткой можно повесить около раковины наглядное пособие. А чтобы купание было более веселым, брать с собой в ванную специальные игрушки. (Кстати, это могут быть обычные миски-кружки, которыми ребенок будет переливать воду, пустые флаконы от шампуня для «водной стрельбы»
). Перед каждым приемом пищи необходимо мыть ручки. Двигательная активность начинается с утренней зарядки
(подробнее об этом читайте здесь)
. Длиться зарядка должна не менее 15 минут и включать упражнения для рук, ног, головы, туловища. Это поможет пробудить весь организм. Чтобы заниматься было интереснее, можно включать веселую музыку
(например, из любимого мультика)
. Летом лучше делать зарядку на свежем воздухе – во дворе или на балконе. Детки в этом возрасте учатся на примере родителей, поэтому зарядку с
ребенком непременно проводит мама или папа, показывая нужные движения.
На прогулках малыш должен двигаться как можно больше: скакать по лесенкам, бревнам, горкам, прыгать на батутах, кататься на качелях, велосипеде или самокате, бегать и резвиться в компании других детей. Свободное время между прогулками, приемами пищи и сном тоже не должно «пустовать»
.
Ребенок может поиграть как самостоятельно (порисовать, заняться конструктором, лепкой, так и совместно с родителями, в том числе – в развивающие игры. Не будет лишним привлекать кроху к бытовым хлопотам. Пусть поможет маме протереть пыль, убрать со стола, заложить белье в стирку, разобрать после сушки. Во время таких работ ребенок ненавязчиво познакомится со многими бытовыми приборами, мама расскажет ему, как они работают, для чего нужны. А это – развитие познавательной активности, расширение кругозора и просто приобщение к помощи родителям в домашнем труде. Важно помнить, что за 2–3 часа до сна занятия должны стать более спокойными: бегать и прыгать сейчас нецелесообразно, малышу нужно время, чтобы успокоиться и подготовиться ко сну. Можно рисовать, читать книжки, рассматривать и описывать картинки, играть с мозаикой.
ЭТО ВАЖНО!
Купите календарь, в котором указаны год, месяц, число, день недели, а также есть возможность передвигать цифры. Каждое утро проговаривайте с крохой, какой сегодня день. Малыш будет учиться ориентироваться во времени, а пробуждение получится более плавным.
СТАНДАРТНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ
На самом деле универсального распорядка для трехлеток не существует. Как и для малышей других возрастов, поскольку каждая семья имеет свой уклад, свой график работы у мамы и папы, у них свои интересы, у других братьев-сестер в семье также свои потребности. Поэтому режим дня одного члена семьи не должен нарушать распорядка других. При составлении его можно ориентироваться на некий установленный стандарт, который нужно подстроить под конкретные обстоятельства.Выглядит он так:
— 7:00–7:15 – подъем, водные процедуры;- 7:15–8:30 – утренняя зарядка;- 7:30–8:00 – время самостоятельных занятий малыша или помощь маме в сервировке стола;- 8:00–8:30 – завтрак;- 8:30–9:30 – развивающие игры с мамой;- 9:30–11:30 – утренняя прогулка;- 11:30–12:00 – подготовка к обеду (переодевание, мытье рук, уборка игрушек, которые брали с собой, помощь маме);- 12:00–12:30 – обед;- 12:30–14:30 – дневной сон;- 14:30–16:00 – пробуждение, самостоятельные игры ребенка в поле зрения мамы;- 16:00–16:30 – полдник;- 16:30–18:00 – вторая прогулка в парке или на детской площадке;- 18:30–19:00 – ужин;- 19:00–20:00 – спокойные игры;- 20:00–20:30 – уборка игрушек, уборка комнаты;- 20:30–21:30 – купание, массаж, вечерний ритуал укладывания, сон до утра.
Режим дня – основа, помогающая распределить по часам необходимые занятия и действия, упорядочить их и усвоить этот порядок. А это означает и порядок в жизни, стабильность, которая так важна для детской психики.
Нормативы для режима питания
Дошкольник отличается необычными для взрослых вкусовыми предпочтениями и слабым иммунитетом, поэтому все продукты, поданные воспитанникам ДОУ, в обязательном порядке должны сопровождаться разрешением, удостоверяющим его безопасность и качество в соответствии с государственными нормами. Среди нормативов отдельной категорией выделены порядок приготовления блюда и как минимум одно правило хранения ингредиента.
За питанием в ДОУ тщательно следят
Не существует единых требований к меню, так как рацион жителей разных регионов может сильно отличаться. Существует только справочник, содержащий более тысячи рецептов блюд, допустимых к употреблению в ДОУ. Распорядок составляется на основе расписания. В детском саду предусмотрены:
- 2 завтрака;
- обед;
- полдник;
- 2 ужина.
Важно. Если воспитанник находится в детском саду до 8 часов, приемов пищи должно быть 4, а четырехчасовой интервал — максимально допустимый.
Первое, что необходимо сделать перед составлением рациона воспитанников, это технологическую карту, то есть документ, где отображены основные сведения о процессе приготовления пищи и о её пищевой ценности. А именно:
- наименование блюда;
- номер использованного рецепта;
- источник рецепта;
- перечень всех продуктов, их вес;
- окончательная масса блюда после готовки;
- содержание в блюде белков, жиров, углеводов и витаминов в одной порции блюда;
- его пищевая ценность.
Не исключено, что для получения необходимой информации понадобится консультация специалиста-диетолога.
Должно быть разнообразие!
Обед в детском саду должен быть разнообразным. Например, поскольку присутствуют первые блюда, с крупой и картофелем, то гарнир ко второму блюду уже не нужно готовить из таких же продуктов. Также надо избегать использования блюд, которые приготовили из одного и того же — как вариант — макароны в супе и гарнире.
Когда составляется меню на обед, надо обращать внимание не только на то, какое существует разнообразие блюд в течение дня и целой недели, а и на то, как сочетаются продукты растительного и животного происхождения. Важно, чтобы каждый день детки получали одно крупяное и два овощных блюда.
Если в меню (имеется в виду меню на целый день или неделю) как можно более широкого ассортимента продуктов будет гарантией того, что дети будут получать достаточное количество необходимых им пищевых веществ. Одним из важных условий при этом является разнообразие блюд, которые изготавливаются из одного и того же продукта.
Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ
Дневной распорядок в детском саду состоит из:
- режима питания, а именно – времени и количества приемов пищи;
- дневного сна;
- прогулок;
- времени приема детей;
- игр и занятий.
Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.
Занятия в первой половине дня
Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.
Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.
Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.
Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.
Прогулки и дневной сон
После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.
С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной – вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.
Вторая половина дня
Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.
Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.
План приема пищи. Обед
Рассмотрим план на примере средней и старшей групп.
Итак, одним из важных приемов пищи является обед в детском саду. Время, которое он длится — примерно тридцать минут.
Существует несколько задач приема пищи.
- Воспитательные — воспитывают потребность в чистоте, аккуратности, вежливость, правильное отношение к приему пищи.
- Развивающие — развивается жевательная мускулатура лица и мелкая моторика.
- Образовательные — формируется культура поведения во время еды (аккуратно и самостоятельно кушать, верно пользоваться столовыми приборами); не крошить хлеб; при пережевывании пищи не открывать ротик; во время еды не разговаривать; задвигать стул без лишних звуков; говорить слова благодарности после еды; формируется и привычка к здоровому образу жизни.
Режим «домашний»
А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.
Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.
Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.
Режим питания для детей 3–7 лет с 10,5-12-часовым пребыванием в ДОУ
Режим питания для детей 3–7 лет с 10,5-12-часовым пребыванием в ДОУ
В детских дошкольных учреждениях питание организуется в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ», которыми, в зависимости от режима работы конкретного учебно-воспитательного учреждения, предусматривает пяти– и трехразовое питание в ДОУ (табл. 17
).
Таблица 17
Режим питания детей дошкольного возраста в зависимости от времени пребывания в ДОУ
(извлечение из СанПиН 2.4.1.124903)
С физиологической точки зрения пищевая установка режима питания связана с появлением чувства голода, теориями происхождения которого занимались А. Карлсон, У. Кеннон, и др. Именно это чувство и у человека и у животных связано с поиском и потреблением пищи. Скорость смены чувства насыщения чувством голода зависит от скорости расходования питательных веществ организмом, т. е. от уровня энерготрат. Поэтому перерывы между приемами пищи в течение суток должны быть различными по продолжительности: ночью, при минимальном расходе энергии, – 8-10 ч, днем – от 3 до 5 ч, в зависимости от уровня физической активности. Однако равномерная нагрузка на пищеварительный тракт, наиболее полная обработка пищи полноценными по переваривающей активности пищеварительными соками, обеспечиваются режимом питания – упорядоченным приемом пищи в строго определенные часы.
Для взрослого человека (а ребенок с 3 лет переходит на режим питания взрослого человека) оптимален четырехразовый прием пищи с интервалом 3,5–4 ч и распределением пищи по калорийности: по 25 % – на завтрак и ужин, 35 % – на обед и 15 % – на полдник (второй завтрак или второй ужин).
Получить полный текст Смотреть все проекты
Публиковать статьи
Физиологическое обоснование такого режима в условиях ДОУ вызывает серьезные возражения, так как при этом не учитывают распределения энергетических нагрузок в режиме дня учреждения. Максимальная энергетическая нагрузка обеда, которая у взрослых обоснована последующим физическим (рабочим) напряжением, у детей не соответствует последующему снижению энерготрат в период дневного отдыха. В итоге дети приходят к полднику без сформировавшегося чувства голода, и он привлекает их лишь своими приятными вкусовыми ассоциациями. Вынужденный прием пищи в полдник гасит ту естественную потребность в еде, которая должна была бы развиться у ребенка спустя час-полтора. Ужин также превращается в насильственное вскармливание, но уже без прежней вкусовой привлекательности. Не удивительно, что половина учрежденческого ужина идет в отходы, а дети, не успев прийти домой, просят есть, вызывая вполне справедливые нарекания родителей в адрес ДОУ.
Кроме того, четырехкратный режим питания в ДОУ рассчитан на 5-дневную рабочую неделю родителей, с окончанием рабочего дня в 18.00, когда ребенка забирают из ДОУ в 19.00. Но другая часть родителей, работающих по шестидневке, заканчивает рабочий день в 16.00–17.00 и детей забирает раньше. Это и является причиной перевода всех детей на более ранний ужин, не учитывающий настроенности детей на принятие пищи.
Возражения против четырехразового режима питания существенны и требуют его изменения с учетом использования физиологических принципов построения режима питания детей в ДОУ. Предлагаем отказаться от насильственного кормления детей. Если ребенок после дневного сна сыт, надо дать ему возможность (и даже помочь) проголодаться, а затем хорошо накормить. В этих условиях прием пищи и для детей, и для воспитателей будет праздником, а не пыткой.
Трехкратный режим питания детей дошкольного возраста с 10,5-12-часовым пребыванием в ДОУ с усиленным полдником (вместо полдника и ужина) сдвигается в режиме дня на 1 час
(в 17.00 вместо 16.00). Такой режим питания покрывает в условиях детского сада на 80–85 % калорийность суточного рациона с распределением по приемам: 20–25 % – на завтрак и усиленный полдник, 35–40 % – на обед и 15–20 % на
домашний
ужин.
Система трехразового питания в ДОУ с усиленным полдником, вместо полдника и ужина, не нова и внедрена во многих регионах как России, так и ближнего зарубежья (на Украине, в Прибалтике, Казахстане и др.). Основой для нее являются методические рекомендации, содержащие три, на наш взгляд, абсурдных положения. Во-первых, сокращая объем выдачи питания за счет частичного объединения ужина с полдником, авторы оставляют в неприкосновенности рекомендуемый для четырехразового питания продуктовый набор. Во-вторых, вводимый трехразовый режим питания предполагает перевод 15 % калорийности суточного рациона на вечерний домашний ужин, но не предусматривает его продуктового обеспечения. В-третьих, усиленный (или уплотненный) полдник выдается в часы полдника без учета настроенности детей к приему пищи.
Ребенку выдают положенное питание, но никого не интересует хочет ли он есть.
Предлагаем уменьшить официальный продуктовый набор, переведя часть его на домашний вечерний прием пищи. Калорийность домашнего ужина должна составлять 300–400 ккал и выполняться за счет легкоусвояемых продуктов с преимущественным содержанием растительных белков, углеводов, молока и кисломолочных продуктов. Совместив в усиленном полднике первое блюдо ужина и полдника, сокращаем выдачу компонентов чая на молоке (150 мл молока, 10 г сахара), хлеба (учитывая выпечку полдника), свежих фруктов, картофеля, овощей, учитывая их недовыдачу в рационах ДОУ (в течение всего года) и необходимость их дополучения в домашних условиях при вечернем приеме пищи. В неприкосновенности остается получение таких основных пищевых продуктов, как мясо, рыба, сливочное и растительное масло, крупы и др., составляющих основу завтрака и обеда.
Введение такого режима питания позволяет существенно изменить режим дня в ДОУ, выделив дополнительный час на активную физкультурно-оздоровительную деятельность после дневного сна. Апробация предложенного режима показала, что дети прекрасно переносят усиленный полдник, смещенный по режиму на 1 ч (это время занято у них активной организованной игровой деятельностью и проведением специальных закаливающих процедур). У детей резко повысилась пищевая установка к усиленному полднику, а чувство насыщения сохранялось практически у всех до времени приема домашнего ужина. Опрос родителей также показал, что дети приходят из ДОУ в хорошем настроении, сытые, сохраняют двигательную активность до отхода ко сну.
Передвинутый по режиму усиленный полдник позволяет также выводить после него детей на прогулку до ухода домой. Тем самым был ликвидирован процесс одевания-раздевания детей на прогулку, что немаловажно для зимнего и переходного периода года, когда легко простудиться.
Трехкратный режим питания с усиленным полдником оказывает положительное влияние на организацию вечернего питания детей. При отсутствии аппетита во время ужина в ДОУ, проголодавшийся ребенок, не успев прийти домой, требует ужин, а пришедшая с работы мать еще не успевает его приготовить. Ребенок, как правило, перекусывает или получает ужин из тех блюд, которые на ночь ему есть не полагается (мясо, острое и пр.). Спустя 2,5–3 ч, непосредственно перед сном, у ребенка, как правило, появляется потребность в дополнительном ужине, что противопоказано.
Скоординированный режим питания позволяет получать домашний ужин за 1,5–2 ч до сна (в 20.00–20.30). К этому времени после усиленного полдника в ДОУ у ребенка появляется аппетит, а ужин готовится для него с учетом рекомендаций гигиенистов и работников ДОУ.
Трехкратный режим питания с усиленным полдником, отодвинутым по приему в режиме дня на 1 ч, является идеальным для установленного регионально 10,5-часового режима пребывания детей в ДОУ. По пищевому обеспечению он приравнивается к 12-часовому режиму работы ДОУ. За счет более раннего ухода детей, ужин, объединенный с полдником, сдвигается по времени приема на более ранние часы.
Рекомендуем этот режим питания только детям дошкольного возраста. Детям ясельного возраста пища выдается более равномерными порциями: на завтрак и ужин – по 25 %, на обед – 30 %, на полдник – 20 %, с соблюдением равномерных промежутков между приемами пищи. Это обусловлено равномерной энергетической нагрузкой для детей ясельного возраста в течение дня.
Для групп кратковременного пребывания (3–4 ч) организуется одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник), в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня). Рацион питания должен обеспечивать не менее 15–25 % суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
Одна из главных задач
детского сада № 6 ст. Ессентукская — это обеспечение конституционного права каждого ребенка на
охрану его жизни и здоровья.
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и др. неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией.
Основным принципом
питания дошкольников является
максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.
В повседневный рацион включены основные группы продуктов
: мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.
Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Уважаемые родители, пожалуйста, обратите внимание на следующие рекомендации:
Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться. С этой целью в каждой группе вывешивается меню. Пожалуйста, внимательно, изучайте его, если у вашего ребенка есть хронические заболевания и какие-либо противопоказания к определенным продуктам питания предупредите об этом медицинскую сестру и воспитателей группы.
До отправления ребенка в детский сад не кормите его, т. к. это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита. Если Вы приводите ребенка с 7.00-7.30, то дома можно дать сок и (или) какие — либо фрукты.
Особенности питания ребенка в период адаптации
Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал. Впервые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу.
Нюансы процесса
Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.
Правила питания
Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:
- Дети до 3 лет. В этом возрасте достаточно обеспечить четырёхразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин).
- От 3 до 5 лет. Малышам, относящимся к этой возрастной категории, рекомендуется также принимать пищу 4 раза в сутки. При этом в перерывах между трапезами разрешаются лёгкие перекусы (фрукты, мороженое, конфеты, десерты).
- От 5 лет до поступления в школу. Детям в этом возрасте следует обеспечить пятиразовое питание, так как им нужно больше энергии для обучения и подготовки к школе.
Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы.
Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:
- Повседневный рацион обязательно должен включать в себя следующие ингредиенты: сливочное масло, молоко, тушёное или приготовленное на пару мясо, каши (рисовую, гречневую, овсяную), картофель, хлеб, а также свежие овощи и фрукты.
- Примерно 2 или 3 раза в неделю нужно баловать своего ребёнка тушёными рыбными блюдами, творогом, твёрдым сыром и яйцами.
- Меню дошкольника должно постоянно меняться. При этом важно, чтобы употребляемые продукты повторялись как можно реже.
- Мясо необходимо комбинировать с крупами или овощами.
- Перед приёмом пищи рекомендуется давать ребёнку небольшую порцию салата. С помощью этого блюда будет стимулироваться выделение желудочного сока, которое положительно повлияет на аппетит.
- Сладкие и сочные фрукты лучше всего есть вечером.
Организация сна
Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 — днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.
Чтобы ребёнок быстро заснул, рекомендуется за 1—2 часа до отдыха избегать занятий, которые возбуждают нервную систему. К ним относятся:
- шумные игры;
- сидение за компьютером;
- просмотр телевизора.
Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.
Прогулка и физическая активность
Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней.
Ежедневные прогулки помогут улучшить:
- скорость обмена веществ;
- работу сердечно-сосудистой системы;
- устойчивость к различным заболеваниям;
- состояние органов дыхания.
Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:
- беговой разминкой;
- спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
- упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
- развлекательными играми.
Режим в детском саду как основа организации жизни детей
Элина Грибанова
Режим в детском саду как основа организации жизни детей
Как известно, здоровье человека закладывается в раннем детстве, и большую роль в формировании детского организма играет правильно построенный режим дня. Его соблюдение обеспечивают дошкольные образовательные учреждения с учётом физиологии детей каждой возрастной группы.
Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим»
,
«распорядок»
. Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти слова настораживают, тревожат. «Не будет ли
жизнь по режиму слишком сложной для ребёнка?», «Сможет ли малыш влиться в коллектив, привыкнет ли жить по распорядку?»
— такие вопросы часто слышит от родителей воспитатель. Ведь
жизнь семьи редко строится по строгим временным правилам, и дети привыкают к свободному графику жизнедеятельности. Игры, прогулки в семье также организуются спонтанно, по настроению или же когда у родителей есть свободное время.
Распорядок дня основан на всестороннем изучении физиологии и психологии детей лучшими специалистами в этих областях, а главной целью его является удовлетво-рение всех основных потребностей детского организма и укрепление здоровья ма-лышей.
Принципы составления распорядка дня в ДОУ
— Соответствие возрасту детей. Объединение в группы третьего года жизни, чет-вёртого и т. д. позволяет удовлетворить потребности воспитанников, которые ме-няются с каждым годом. Например, с малышами раннего возраста проводят корот-кую образовательную деятельность, по 10 минут, в средней группе образовательная деятельность длится 20 минут, увеличивается количество образовательной деятельности, от двух в день в младших группах до трёх в старшей и подготови-тельной. Детям младшего возраста отводится больше времени на приём пищи, под-готовку к прогулке и сну.
— Ритмичность. Длительность и чередование режимных моментов (разных видов деятельности)
в течение дня соответствуют потребностям
детского организма в еде, отдыхе, движении. Кроме того, берутся во внимание периоды наибольшей активности, работоспособности дошкольников и необходимость восстановления сил после умственной и физической нагрузки.
— Цикличность режимных моментов. Приём пищи, организованная образовательная деятельность, сон, гигиенические процедуры присутствуют в режиме каждый день и повторяются в одно и то же время. Это способствует выработке у детей как полезных рефлексов (аппетит приходит в определённое время,так и привычек: малыши учатся мыть руки перед едой, делать зарядку по утрам, играть в подвижные игры на свежем воздухе.
— Чередование видов деятельности. Деятельность ребят организована так, чтобы умственные нагрузки чередовались с физическими, кроме того, обеспечивается потребность детей в игре и движении.
— Гибкость, индивидуальный подход. Воспитатель группы обязан обеспечить со-блюдение режима, однако индивидуальные особенности малышей тоже берутся во внимание. Есть дети, которые не любят шумных игр, быстрее утомляются, нужда-ются в дополнительном отдыхе. Для таких малышей предусмотрены в каждой группе уголки уединения, где ребёнок может просто посидеть с любимой игрушкой, посмотреть иллюстрации в книге. Ослабленных, часто болеющих детей реко-мендуется укладывать спать первыми, а будить последними. Существуют у детей и предпочтения в еде, которые нужно учитывать.
— Последовательность и постепенность. Все процессы идут один за другим, логи-чески связаны между собой, и чтобы перейти к следующему, нужно выполнить предыдущий (собрать игрушки, чтобы выйти одеваться на прогулку, помыть руки перед едой). Когда ребёнок начинает понимать, зачем всё это нужно делать, ему го-раздо легче привыкнуть к распорядку.
Утренний приём и свободная деятельность детей
Как день встретишь, так его и проведёшь (русская пословица)
Народная мудрость права — от первых минут пребывания ребёнка в детском саду зависит весь его дальнейший день. Поэтому так важно создать благоприятный эмо-циональный фон в группе, настроить малышей на положительный лад, дать понять, что в детском саду им рады, а впереди ждёт много интересного и весёлого. Доброжелательная улыбка воспитателя, ласковый тон речи, неподдельный ин-терес к состоянию малыша позволят провести утренний приём без слёз и грусти даже в младшей группе, где детям ещё очень тяжело расстаться с родителями хотя бы на половину дня.
Чтобы ребёнок охотно шёл в детский сад,можно использовать: яркую, красивую игрушку, сюрпризные моменты, для совсем маленьких — новую куклу, машинку. Главное, чтобы предложение поиграть с ними было сделано доброжелательным тоном, а ребёнок вошёл в группу, держась за руку воспитателя, доверяя ему и привыкая к общению с ним. Мама может находиться рядом, но воспитатель как человек, который будет с малышом весь день, должен побуждать ребёнка к взаимодействию, эмоциональному отклику на свои слова.
Дети постарше, которые привыкли к детскому саду, доверяют воспитателю, обычно идут в группу охотно, радуются встрече с товарищами, спешат поделиться ново-стями, сразу же вступают в беседу, игру. Но и у воспитанников старших групп бы-вает плохое настроение и нежелание идти в детский сад. Их также можно увлечь новой игрой (конструктором, пазлами, заинтересовать трудовым поручением, новым необычным делом.
Особого отношения при утреннем приёме требуют робкие, застенчивые дети, а также новички в группе любого возраста. Необходимо заранее поинтересоваться у родителей, чем увлекается ребёнок, и предложить ему этот вид деятельности в сво-бодные часы до гимнастики.
Часто в тёплое время года утренний приём проводят на улице.Воспитатель выбирает самые яркие и интересные: нарядную куклу (для малышей)
и т. д. Дети постарше заинтересуются воздушным змеем, мыльными пузырями, вертушкой — ветрячком. Одновременно можно провести и наблюдение за свойствами ветра и других явлений природы. Творческий, наделённый фантазией воспитатель сможет увлечь
детей наблюдением за цветами на клумбе, поведением птиц или муравьёв, красотой осенних деревьев, облаков и других явлений окружающего мира.
Старшие дошкольники очень любят утренний приём в виде «минутки доброты»
или
«круга дружбы»
, когда все товарищи по группе встают в круг вместе с воспи-тателем, говорят друг другу тёплые слова и дарят улыбку.
Не стоит забывать и о воспитании культуры поведения: дети должны здороваться с педагогом и сверстниками, общаться доброжелательно, вежливо.
Гигиенические процедуры, самообслуживание
Выполнение этих режимныхмоментов в разных группах тоже имеет некоторые от-личия:
— Задачей гигиенических процедур в младших группах является обучение детей навыкам ухода за собой, а в старшем возрасте полученные навыки закрепляют и формируют умение выполнять их самостоятельно, без напоминания, на основе представлений об их необходимости и пользе.
— Приёмы формирования культурно — гигиенических навыков для разных возрастов отличаются.Наиболее уместны в группах раннего и младшего дошкольного воз-раста:
— Показ;
— Объяснение;
— Непосредственное руководство действиями (воспитатель закатывает рукава малышам; намыливает им руки; держа в своих руках ладони ребёнка, совершает ими круговые движения, вырабатывая двигательный навык);
— Использование художественного слова, фольклора;
— Игровые приёмы (к детям приходит кукла или другой герой, которому они пока-зывают, как правильно умываться, одеваться на прогулку, складывать одежду).
Старшим дошкольникам уже не нужно показывать все этапы умывания, одевания, для них достаточно вопроса, напоминания, поощрения, похвалы.Для закрепления знаний о пользе гигиенических процедур детям старших групп можно показать:
— Фрагмент мультфильма «Мойдодыр»
или же использовать слайды;
— Мультимедийную презентацию о средствах гигиены, предметах одежды в зависи-мости от технического оснащения группы.
Приём поощрения, похвалы актуален во всех возрастных группах, а вот сравнение с другими детьми нежелательно (неприемлемо)
. Сравнивать допустимо только до-стижения самого ребёнка, прошлые и настоящие, подчёркивая прогресс: «Вчера у тебя не получилось, а сегодня ты сам закатил рукава, чисто вымыл руки, аккуратно вывернул и сложил одежду, ты сегодня молодец!».
Старшие дошкольники должны не только уметь самостоятельно раздеваться ко сну и одеваться на прогулку, есть ложкой, вилкой, пользоваться ножом. Они также са-мостоятельно приводят в порядок свою одежду, завязывают шнурки, застёгивают пуговицы,следят за своим внешним видом и устраняют беспорядок: причёсывают-ся, поправляют воротник, заправляют рубашку, футболку в колготы или брюки. В младшей и средней группах большинство процедур по уходу за внешним видом воспитанников осуществляют педагог и его помощник, постепенно приучая к этим действиям детей.
Приём пищи, культура поведения за столом
Рациональная организация питания в детском саду в первую очередь зависит от чёткого выполнения режима. Завтрак, обед, полдник должны проводиться в одно и то же время каждый день, без задержек, поскольку длительное ожидание может снизить аппетит детей. За полчаса до еды прекращают шумные и подвижные игры, лучше почитать детям книгу, поиграть в настольные игры.
Ребят обязательно знакомят с меню, сообщают,что будет подано: это расширяет их кругозор, обогащает словарь и, конечно же, вызывает аппетит. Многие воспитан-ники обожают меню дошкольного учреждения и просят дома приготовить еду «как в садике»
. Здесь срабатывает психология, ведь есть в коллективе, с друзьями гораз-до интереснее, чем дома со взрослыми. Большую роль в положительном восприя-тии еды играют прогулки на свежем воздухе, после прогулок обеды кажутся вкус-нее. Отказ от пищи может
свидетельствовать о начале болезни, о плохом настроении, какой-то проблеме ребёнка, которая взрослому кажется незначительной, а его угнетает (поссорился с друзьями, потерял игрушку)
. Воспитатель должен поговорить с ребёнком, успокоить, но если проблема не решилась, стоит проследить за состоянием малыша до вечера.
Немаловажно и то, как приготовлены сами блюда. Их эстетическое оформление, вкус, разнообразие меню способствуют повышению аппетита.
Необходимо следить, чтобы в промежутках между кормлениями воспитанники не употребляли сладостей, которые приносят из дома.
Приём пищи — прекрасный повод для воспитания культурно — гигиенических навыков. Дети младшей группы учатся садиться за стол с чистыми руками, сидеть ровно, не вертеться, принимать пищу не торопясь, не крошить хлеб, доедать всю порцию. Их также учат пользоваться салфеткой, детей постарше — вилкой. Ножом воспитанники детских садов учатся владеть в старшей группе.
Важным элементом воспитания культуры приёма пищи является дежурство по сто-ловой. Его вводят во второй младшей группе в виде поручений (расставить чашки, тарелочки для хлеба)
и полностью доверяют сервировку столов детям старших групп
(дети расставляют всю посуду, салфетницы, а после убирают со стола)
.
Организовывать дежурство нужно таким образом, чтобы дежурные не опаздывали ко сну и не уходили слишком рано с прогулки. Этого можно достичь, ставя в пары тех, кто умеет быстро накрывать на стол с более медлительными детьми. Дежурство по столовой воспитывает ответственность, аккуратность, умение рационально и быстро выполнять порученное дело.
Виды деятельности в режиме дня дошкольного учреждения
Распорядком дня предусмотрены различные виды деятельности детей,наиболее значимыми из которых являются:
— Игровая. Различают игры с правилами (подвижные, дидактические)
и творческие (
режиссёрские, сюжетно — ролевые, импровизации, строительные, фантазирования).
— Познавательно — исследовательская. Сюда можно отнести экспериментирование, элементарные опыты, моделирование предметов и ситуаций.
— Коммуникативная (общение со взрослыми и сверстниками)
.
— Изобразительная (рисование, аппликация, лепка)
.
— Конструирование и художественный труд.
— Самообслуживание и труд в природе, быту.
— Музыкальная (пение, ритмические движения под музыку, игра на детских музы-кальных инструментах).
— Восприятие художественной литературы (слушание, обсуждение, заучивание и рассказывание)
.
— Двигательная (спортивные игры, гимнастика, детский туризм)
.
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде разви-вающих проблемно – игровых и практических образовательных ситуаций в соот-ветствии с образовательными областями. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно – познавательная деятельность. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно – графические модели. Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно – поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, познавательных, художественных, двигательных, экологических, творческих)
Перечень режимных моментов несколько меньше, в него входят сон, приём пищи, закаливание, прогулки. Временные интервалы, отводимые на режимные моменты, в разных группах отличаются.
Особенности проведения прогулок
Прогулка в режиме дня дошкольного учреждения необычайно важна, а её польза для детейнеоспорима по таким причинам:
— Пребывание на свежем воздухе насыщает организм кислородом, укрепляет и за-каливает благодаря естественным факторам.
— Дети имеют возможность свободно двигаться на просторном участке, бегать, вы-полнять физические упражнения, которые в группе не всегда уместны.
— Любящим пошуметь ребятам не нужно сдерживать себя, ведь на прогулке разре-шено и покричать, и поиграть в шумные игры, что не приветствуется в помещении.
— Помимо физического развития, прогулки приносят пользу и в познавательном плане. Ведь во время них дети имеют возможность наблюдать за явлениями приро-ды, животными, растениями, трудом взрослых, транспортом, домами, прохожими, а также заниматься исследовательской деятельностью. Организует её, конечно, вос-питатель.
— Малышам можно предложить простые эксперименты: рисование узоров на влаж-ном песке, следов на снегу, занесение снежка в группу.
— Старшим дошкольникам будет интересно наблюдать за изменением длины тени в течение дня или же проследить, что случится с конфетой, если оставить её возле муравейника.
Гуляют на участке воспитанники детских садов дважды в день: после утренних за-нятий и после полдника. Причиной отмены прогулки не могут быть занятия кружка, развлечения, утренники и прочие мероприятия.
Поводом отменить пребывание на свежем воздухе может служить сильный мороз и ветер, а также сильный ливень и гололёд. В небольшой дождь дети могут гулять под навесами, на верандах, которые должны быть на каждом участке.
Прогулка включает в себя такие составляющие:
Наблюдение.
— В младших группах организуют наблюдения за крупными, яркими, имеющими чёткую форму объектами в непосредственной близости от детей. Это могут быть деревья, кустарники, цветы, травянистые растения, птицы, бабочки, грузовой и пас-сажирский транспорт, оборудование участка.
— Долгосрочные наблюдения за ростом растений, поведением животных, изменени-ями в окружающем мире в течение 1–2 недель начинают в средней группе. Тогда же можно предлагать детям нарисовать объект наблюдения.
— Старшие дошкольники способны не только наблюдать явления и объекты, но и обнаруживать взаимосвязи между ними, пояснять причины происходящего. С детьми шестого и седьмого года жизни можно проводить занимательные наблюдения в виде игр «Найди, чего вокруг вчера не было, а сегодня есть»
.
Подвижные игры.
На прогулке в первой — второй младших группах следует проводить 2–3 подвижные игры, в старших группах 3–4 игры.
Планируя игры, воспитатель подбирает их таким образом, чтобы они служили развитию различных физических качеств. Малыши очень любят подвижные игры — забавы, в которых воспитатель поёт или читает слова игры, а дети выполняют соответствующие движения. В старшей и подготовительной группе дети могут организовывать и проводить подвижные игры самостоятельно, при небольшом контроле педагога.
Дидактические игры.
Они носят как групповой, так и индивидуальный характер, и чаще всего сочетаются с темой наблюдения, проводимого на прогулке, но могут служить и определённой, поставленной педагогом задаче (развитие связной речи, звукопроизношения, навы-ков счёта, закрепление знаний об изученном на занятии). Превосходным дополнением прогулки будет творческая игра — воображаемое путешествие на корабле, самолёте, машине в лес, на море, даже в космос.
Индивидуальная работа. О ней также не стоит забывать. Отработка двигательных навыков, речевое развитие, развитие памяти, мышления, внимания, воображения, воспитание культуры поведения, дружбы, бережного отношения к природе — всему этому педагог может уделить внимание в работе с одним-двумя дошкольниками, пока остальные заняты самостоятельной игровой деятельностью.
Трудовая деятельность.
Помощь дворнику в уборке территории, работа на огороде, в цветнике подарят не только бодрость и силу, но и радость детям, потому что они хотят быть нужными, делать общественно значимое, полезное.
— Нормировать нагрузку и следить за состоянием детей — обязанность педагога. Воспитанники не должны поднимать тяжести, долго находиться в статичных позах, наклонившись, присев на корточки, а также пользоваться опасными инструмента-ми.
— Малышам можно поручить расчистку дорожек от снега, уборку крупных листьев с территории участка.
— Старшим под силу полноценная уборка участка, сбор урожая на грядках, рыхле-ние земли, полив клумб.
— Лучшими приёмами руководства трудовой деятельностью являются поощрение, личный пример воспитателя, коллективное обсуждение результатов труда. Млад-шим дошкольникам результат проделанной работы обрисовывает воспитатель.
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъём
Длительность дневного сна находится в пределах от 2,5 (младшая группа)
до 2 ча-сов
(старшая и подготовительная)
. Чтобы и малыши, и более старшие дошкольники уснули в положенное время и крепко спали да самого подъёма,необходимо соблю-сти ряд правил:
Во время укладывания создаётся доброжелательная, спокойная атмосфера, разде-вание проводят без спешки, окриков, детей не нужно подгонять. Маленьких детей раздевают взрослые, со второй младшей группы ребятам можно предоставлять са-мостоятельность, предлагая снять колготы, штанишки, рубашку. Напоминают, что нужно аккуратно сложить одежду на стульчик. Старшие воспитанники раздеваются самостоятельно и приводят одежду в порядок.
— Необходимо проследить, чтобы все дети перед сном посетили туалет.
— Готовя спальню ко сну детей, помощник воспитателя делает сквозное проветрива-ние (во время прогулки)
. Когда дети спят, открытой оставляют форточку, но так, чтобы не было сквозняков.
— Перед сном допустимо прочитать стихотворение, колыбельную, сказку спокойного содержания, без опасных приключений и погонь. В некоторых садах практикуют музыкотерапию — засыпание под негромкую размеренную музыку.
— Во время сна воспитатель или помощник воспитателя находится в спальне и сле-дит, чтобы дети не лежали, укрывшись с головой или уткнувшись лицом в подушку. Оставлять детей в спальне без присмотра нельзя.
— Как укладывание, так и подъём после сна проводят постепенно, сперва поднимая тех, кто проснулся сам, а после будят спящих детей.
Чтобы малыши как следует проснулись, снова стали бодрыми и весёлыми, прово-дится гимнастика после сна, которая настраивает организм ребёнка на активную деятельность. Упражнения «гимнастики пробуждения»
начинают в кровати (потя-гивания, повороты головы, движения руками и ногами, постепенно переходя к движениям более активным
(ходьба, лёгкие наклоны)
. Бег и прыжки использовать не рекомендуют, поскольку после сна дети к ним не готовы.
После сна проводят и некоторые закаливающие процедуры: ходьбу по рельефным коврикам, солевым дорожкам, сухой массаж тела индивидуальными мягкими рука-вичками. Старшие дети могут проводить точечный самомассаж, массаж лица, уш-ных раковин, надбровных дуг, кистей рук, запястий в игровой форме.
Оформление информации о режиме дня для родителей
Чтобы режим дня был детям в радость, приносил пользу растущему организму, он должен поддерживаться и дома. Воспитателям нужно вести непрерывную разъяс-нительную работу с родителями, пропагандировать здоровый образ жизни и сле-дование распорядку дня, пусть не точно такому, как в детском саду, но с соблюде-нием основных моментов (время сна, приёма пищи, прогулок)
.
Большим подспорьем в этом станут различные наглядные пособия для родителей, которые размещают для всеобщего ознакомления на стендах. Это могут быть как агитационные плакаты, призывающие делать гимнастику, проводить больше вре-мени на свежем воздухе, играть в спортивные игры с малышами,так и разного вида источники полезной информации: папки, настенные стенды, ширмы, перекидные стенды-книжки и т. д. Информация, которую они содержат, знакомит родителей с такими важными моментами жизни детейв дошкольном учреждении:
— Распорядок дня группы (с указанием временных рамок каждого режимного про-цесса).
— Меню на день, его вывешивают с утра с указанием граммов всех блюд, полагаю-щихся ребёнку в его возрасте. Если в детском саду нет ужина, а только полдник, в меню вносится рекомендованный ужин, по которому родители могут скорректиро-вать приготовление блюд для вечернего кормления ребёнка.
— Расписание занятий на неделю (общий график)
.
— Содержание образовательной деятельности на день (занятия с темами в первой и второй половине дня)
.
— Рекомендации педагогов, медиков о том, как правильно выполнять режимные мо-менты и закаливающие процедуры, одевать детей в разное время года, какие блюда полезны, а какие запрещены детям, как организовать активный досуг дошкольни-ков дома в выходные и т. п.
Оформление информационных уголков должно быть красочным, эстетически при-влекательным, а рекомендации — понятными и выполнимыми, научно обоснован-ными, грамотно написанными.
Анализ распорядка организации жизнедеятельности детей в ДОУ
Контроль за выполнением режимных процессов воспитателями групп осуществля-ют заведующий, методист, медицинская сестра ДОУ согласно годовому плану.По-следующий анализ учитывает такие вопросы:
— Соблюдение режима дня и организация работы группы с учётом специфики сезо-на, дня недели, общего настроения детей.
— Знание воспитателями режима дня детей своей возрастной группы.
— Своевременный приём пищи.
— Не сокращается (удлиняется)
ли время, отведённое на завтрак, обед, полдник и ужин.
— Количество и длительность ООД, соответствие расписанию и гигиеническим тре-бованиям.
— Умение воспитателя определять степень утомляемости детей и в связи с этим чередовать деятельность детей во время образовательной деятельности.
— Своевременный выход на прогулку и возвращение с неё.
— Соблюдение длительности прогулки.
— Своевременное укладывание спать.
— Спокойная обстановка в спальне, располагающая детей к отдыху.
— Соблюдение времени, отведённого на сон.
— Умение воспитателя осуществлять постепенный подъём детей после дневного сна с учётом их индивидуальных особенностей.
— Своевременный выход на вечернюю прогулку.
По результатам проверки педагогам даются методические рекомендации и выраба-тывается ряд мер, направленных на устранение недочётов и ошибок. Особенно ну-жен такой контроль, если в коллектив приходит молодой неопытный педагог, недо-статочно владеющий формами и приёмами организации режимных моментов.
Режим полезен и необходим, и приучать к нему детей нужно и в детском саду, и дома. Чтобы вырастить здоровых, ловких, жизнерадостных малышей, педагоги детских садов и родители воспитанников должны направить совместные усилия на обеспечение рационального распорядка жизни и деятельности каждого ребёнка.
Учим учиться
Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?
Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.
Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.
Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?
- Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
- Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
- Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
- Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
- Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
- Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
- Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
- Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
- Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.
Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.
Примерный режим дня для дошкольников
Подъём | 07:45–08:00 |
Зарядка, водные процедуры | 08:00–08:30 |
Завтрак | 08:30–09:00 |
Игры и развивающие занятия | 09:00–10:00 |
Прогулка | 10:00–12:30 |
Обед | 12:30–13:30 |
Дневной сон | 13:30–15:00 |
Полдник | 15:00–15:30 |
Прогулка | 15:30–17:30 |
Игры и развивающие занятия | 17:30–18:30 |
Ужин | 18:30–19:00 |
Спокойные игры дома или вечерняя прогулка | 19:00–20:00 |
Подготовка ко сну | 20:00–20:30 |
Ночной сон | 20:30–08:00 |
Разумеется, вы вольны подстраивать рекомендуемый распорядок под условия вашей семейной жизни, учитывая расписание секций и кружков вашего ребёнка, наличие старших/младших детей в семье, график работы родителей и пр.
Составляя расписание дня для дошкольника, необходимо предусмотреть следующие факторы:
- Питание. Ребёнок дошкольного возраста должен принимать пищу 4–5 раз в день: завтрак, обед, ужин + 1 или 2 перекуса. Первый приём пищи должен быть через 30–45 минут после пробуждения. Ужинать следует не позже, чем за 1,5 часа до сна.
- Сон. В 3–4 года дети должны спать 13–14 часов в сутки, в старшем дошкольном возрасте — 12–13 часов. Это время делится между дневным и ночным сном так, чтобы на послеобеденную встречу с кроваткой уходило 1,5–2 часа.
- Прогулки. Свежий воздух необходим детям не меньше, чем сбалансированное питание и здоровый сон. Даже в холодные зимние дни старайтесь проводить на улице около 3–4 часов в день. Летом, конечно же, время прогулок следует увеличить, насколько это возможно.
- Игры. Игра — основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Но не забывайте чередовать разные виды игр: шумные, подвижные, развивающие, спокойные. Перед сном — минимум активности. На улице можно побегать и покричать. Оставляйте ребёнку время на самостоятельные игры по его собственным правилам.
- Развивающие занятия. Развитие речи, основы математики, окружающий мир — дисциплины дошкольной педагогики следует преподавать в лёгкой, увлекательной, игровой форме. В этом возрасте доминируют непроизвольные внимание и память, а значит, при всём желании малыш не сможет усердно грызть гранит науки, если занятие будет для него неинтересным. Вы можете заниматься не в строго выделенное время, а между делом: по дороге в детский сад, на прогулке, в общественном транспорте, во время уборки или приготовления еды…
Источники
- https://mosmama.ru/2822-rezhim-v-detskom-sadu.html
- https://be-happywoman.ru/vospitanie-detej/rezhim-v-detskom-sadu-dlya-trehletok
- https://vospitanie.guru/doshkolniki/rezhim-dnya-v-detskom-sadu
- https://VseProRebenka.ru/uhod/rasporyadok/dnya-v-detskom-sadu.html
- https://Razvivashka.online/rezhim/rasporyadok-dnya-doshkolnika
- https://friendly-life.ru/rezhim-dnya-doshkolnika/
- https://NII-Evrika.ru/rasporyadok-dnya-doshkolnika/
[свернуть]
Время обеда в детском дошкольном учреждении
А теперь разберемся, во сколько обед в детском саду.
Итак, после окончания прогулки воспитательница с няней помогают снять верхнюю одежду малышам. Потом детки моют ручки и рассаживаются за столики на свои места. Помощник воспитателя уже принесла в группу еду. Обеденное время в садике ориентировочно с половины первого до часу. Надо отметить, что прием пищи днем чуть дольше, нежели утром, во время завтрака. В меню обеда входит первое, второе и третье блюда.
Деткам предлагают салаты с термической обработкой либо нарезка из свежих овощей. Первое блюдо — горячее — овощной суп, борщ, щи, рассольник, то есть все первые блюда должны быть с мясом. На второе деткам предлагают рыбное, мясное, блюдо из птицы, из печени и гарнир. Третье блюдо, как правило, — компот из свежих фруктов или сухофруктов. Также полагается хлеб.
Обед в детском саду может для каждого малыша проходить по-разному. Одни детки уже самостоятельно кушают все предложенные блюда, другие — либо не умеют, либо не желают этого делать, так как привыкли, что дома их кормят родители. К тому же, не все детки кушают все, что перед ними стоит в тарелочках. Кто-то не есть свекольную икру, манную кашу или рагу. Кто-то не переносит котлеты и супы. Обычно воспитатель не заставляет детишек кушать те продукты, которые они отвергают. Но и родители со своей стороны заранее должны предупредить воспитателя о том, что малыш категорически не приемлет, либо по состоянию здоровья какие-то продукты ему не подходят.
Физическая зарядка и гигиена
Заниматься с ребёнком гимнастикой лучше в первой половине дня, спустя час после завтрака. Упражнения ему необходимы для нормального развития. Делать их лучше под весёлую, ритмичную музыку, а преподносить можно в виде интересных подвижных игр. Главное, чтобы малыш получал удовольствие от этого процесса.
Для детей предусмотрено несколько видов упражнений в три года:
- артикуляционные, способствующие улучшению речевых навыков;
- гимнастика для ручек и ножек для развития моторики (сгибания, разгибания, приседы, вращения);
- дыхательные упражнения, улучшающие вентиляцию лёгких.
Детям с проблемами произношения некоторых звуков и букв рекомендуется заниматься специальной, логопедической гимнастикой, а также, больше петь, растягивая слова.
В связи с повышенной двигательной функцией, гигиенические процедуры должны быть регулярными. Они мало отличаются от тех, что проводились в 2 года, но теперь родителям всё чаще приходится осматривать тело ребёнка на наличие ссадин и ушибов. Для обработки потребуются обычные в этом случае средства – перекись, йод, марганцовка.
Стоит обратить внимание на приучение малыша к самообслуживанию. В возрасте трёх лет ребёнок уже должен самостоятельно:
- умываться и чистить зубы;
- несколько раз в день мыть руки;
- полоскать рот после еды;
- садиться на горшок и вытирать попу салфетками или туалетной бумагой;
- управляться столовыми приборами;
- складывать свои вещи;
- разуваться и снимать верхнюю одежду, а также головной убор;
- наводить чистоту за собой после игр, занятий на столе, после умывания – в ванной.
В деле выработки хороших привычек для детей наиболее важным является наглядный пример, поскольку они во всём подражают своим родителям.