Куда пожаловаться на налоговую инспекцию?

куда жаловаться на налоговую

Иногда налоговая инспекция не полностью выполняет свои функции и обязанности по отношению к гражданам. Например, она не ответила на письменное обращение гражданина, не предоставила запрашиваемую им информацию или предоставила налоговый вычет и задержала возврат налога.

Таким образом, жаловаться можно как на действия налоговых инспекций, так и на их бездействие.

В представленной статье рассказывается о том, куда и как можно направить жалобу на налоговую инспекцию.

Куда направить жалобу на налоговую?

Подача жалобы на работу налоговой инспекции происходит в несколько этапов:

  1. Изначально подаётся жалоба в налоговую инспекцию по месту жительства заявителя;
  2. Затем нужно направить жалобу в налоговое управление региона заявителя;
  3. И только в последнюю очередь следует направлять обращение в центральный аппарат – Федеральную Налоговую Службу.

Внимание

Обращаем ваше внимание, что отправлять обращение в вышестоящий налоговый орган необходимо через тот налоговый орган, на который написана жалоба.

В том случае, если инспекция бездействует и конфликтная ситуация не разрешена, следует обращаться в следующие инстанции:

  • Прокуратура;
  • Суд.

Когда можно жаловаться?

И у граждан, и у юридических лиц есть огромное количество поводов для подачи жалобы на налоговую в прокуратуру. В их число входят:

  • Распространение личной информации;
  • Передача документов третьим лицам без письменного согласия владельца;
  • Неправомерные или ошибочные постановления налоговой;
  • Значительные ошибки в работе, несущие ущерб гражданам и нарушающие их интересы;
  • Противоправные действия со стороны налоговых органов;
  • Мошенничество или иные подобные действия;
  • Отказ руководства налоговой идти на мирное урегулирование конфликта.

Инфо

Как видите, у каждого человека имеется возможность подать жалобу на налоговую в прокуратуру, но только в том случае, если конфликт возник из – за нарушения гражданских прав заявителя. Это значит, что можно пожаловаться только на преступления – претензии на плохое обслуживание и подобные малозначительные недостатки прокуратура не примет.

Как подать жалобу в налоговую инспекцию?

Куда жаловаться, если неправильно начислена квартплата?

Как пожаловаться на Евросеть?

Как жаловаться на плохое отопление в квартире?

Куда жаловаться на врачей?

Как написать жалобу на водителя автобуса в Москве?

Куда пожаловаться на Теле2?

Жалобу в налоговый орган можно подать следующим образом:

  • Посредством онлайн-обращения;
  • Обратившись с заявлением лично. Здесь важно, чтобы у заявителя на руках было 2 экземпляра заявления. Первый экземпляр остаётся в налоговой, а на втором инспектор должен поставить свою подпись и дату принятия;
  • Отправив заказное письмо. Перед тем, как отправить письмо, необходимо попросить у сотрудника почты составить опись вложения в 2 экземплярах. Первый отправляется в инспекцию вместе с письмом, а второй заверяется работником почты и остаётся у заявителя. Также необходимо заказать услугу уведомления о вручении.

Как подать жалобу в налоговую онлайн?

У налоговой службы есть официальный сайт, с помощью которого зарегистрированный пользователь может отправить онлайн-обращение.

Внимание

Для регистрации на сайте ФНС нужно обратиться в ближайшую налоговую инспекцию с паспортом, после чего обратившемуся лицу выдают регистрационную карту с данными для входа на сайт.

После того, как пользователь зарегистрировался на сайте ФНС, он может отправить жалобу. Для этого необходимо:

  • На главной странице сайта пройти по вкладке «Физические лица»;
  • Далее система переводит пользователя на страницу с перечнем предоставляемых услуг, среди которых нужно выбрать «Подача жалобы в налоговые органы»;
  • На следующей странице пользователю необходимо выбрать одну из четырёх предложенных ситуаций. Для того чтобы подать жалобу, необходимо выбрать «Я хочу подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов»;
  • На вновь открывшейся странице пользователь может ознакомиться с предоставленной информацией. Например, о том, как оформляется жалоба. После изучения информации пользователю предлагается действовать согласно дальнейшим инструкциям.

Форма жалобы

Электронная жалоба на ИФНС (образец заполнения можно найти далее) может быть подана:

  • по ТКС;
  • через «Личный кабинет» налогоплательщика.

Документ необходимо оформлять по форме, утвержденной ФНС России. На его основании вышестоящее ведомство должно принять соответствующее решение. Обязательно требуется заверение документа усиленной электронной подписью.

Жалоба на действия ИФНС оформляется по унифицированной форме, приведенной в Приложении № 1 к Приказу ФНС России № ММВ-7-9/[email protected], а в Приложении № 5 приведен порядок ее заполнения.

Документ состоит из двух страниц, в нем указывают:

  • наименование вышестоящего ведомства по отношению к ИФНС, на которую пишется жалоба;
  • сведения об организации или ИП, чьи права были нарушены (ИНН/КПП, полное наименование/ФИО, адрес);
  • предмет обжалования (указывается один из приведенных в бланке кодов);
  • реквизиты обжалуемого документа (номер и дата обжалуемого документа ИФНС);
  • наименование и код подразделения ИФНС, сотрудники которого нарушили права заявителя;
  • основания, по которым заявитель считает, что нарушены его права (доводы налогоплательщика и обстоятельства, на которых они основаны);
  • требования к налоговому органу (нужно указать, какое решение по мнению заявителя должен принять вышестоящий орган);
  • способ получения решения по жалобе (по почте на бумаге, электронно через личный кабинет, по ТКС);
  • код жалобы (простая или апелляционная жалоба);
  • реквизиты доверенности (если жалоба в ФНС подается уполномоченным представителем);
  • Ф.И.О. руководителя организации;
  • дату оформления и подпись подателя жалобы.

Жалоба должна быть заверена усиленной квалифицированной подписью налогоплательщика. Поля, отведенные под основания и требования налогоплательщика, вмещают до 2000 знаков, поэтому, если объем информации больше, в данных полях ее излагают кратко, а полный текст обстоятельств и требований можно оформить в виде приложения к жалобе, отсканировав текст и приложив отдельным файлом.

Жалоба на налоговую в прокуратуру

Жалобу на налоговую службу следует отправлять в прокуратуру только в том случае, когда права налогоплательщика были грубо нарушены.

Обращаться необходимо в прокуратуру по местонахождению ИФНС. Можно составить заявление на бумаге и отнести в прокуратуру лично, а можно направить электронное обращение. Для этого:

  • В интернет-приёмной генеральной прокуратуры заявителю необходимо выбрать свой регион в выпадающем меню «Органы прокуратуры в субъектах РФ»;
  • После этого система переводит пользователя в интернет-приёмную прокуратуры его региона. Там пользователю необходимо изучить предлагаемую информацию, после чего нужно нажать кнопку «Согласен»;
  • Затем заявителю предлагается к заполнению форма, где необходимо вписать запрашиваемые данные в соответствующие пустые поля: ФИО;
  • Адрес;
  • Электронная почта;
  • Телефон;
  • Район;
  • Кому адресовано обращение;
  • Текст обращения;
  • При необходимости можно прикрепить документы, относящиеся к теме жалобы. Для этого необходимо воспользоваться кнопкой «Выберите файл»;
  • После того, как форма будет полностью заполнена, нужно отправить обращение, нажав на соответствующую кнопку.
  • Порядок подачи жалобы

    Апелляционная жалоба считается принятой, если налогоплательщику в течение одного рабочего дня поступила квитанция о приеме. Если пришел отказ в приеме электронного документа, процедуру отправки нужно повторить после устранения ошибок, указанных в уведомлении. В течение 3 рабочих дней жалоба должна быть передана инспекцией в вышестоящую налоговую инстанцию.

    Проверка жалобы на ИФНС вышестоящим органом осуществляется в течение 15 дней либо в течение одного месяца со дня ее получения (в зависимости от вида жалобы – п. 6 ст. 140 НК РФ).

    После получения решения от вышестоящего органа ФНС, инспекция, в которую была подана жалоба, в течение одного рабочего дня сообщает налогоплательщику в электронном виде решение, принятое по жалобе. В ответ налоговики должны получить от налогоплательщика подтверждение о приеме, подписанное УКЭП – на это отводится 1 рабочий день.

    Написать жалобу налогоплательщик вправе, если считает, что его права нарушены, в т.ч. в следующих случаях:

    • получение требований об уплате налогов или штрафов, не соответствующее действительности;
    • приостановление операций по расчетному счету;
    • отказ в зачете переплаты по налогам;
    • обжалование решений налоговых проверок (камеральных и выездных);
    • отказ в налоговом вычете;
    • жалоба на бездействие ИФНС и др.

    Обращение в суд

    Граждане могут обратиться в арбитражный суд, если считают, что решения или действия налоговых органов:

    • Не соблюдают их права и интересы в сфере предпринимательства и прочей экономической деятельности;
    • Нелегально возлагают на них обязательства;
    • Создают другие препятствия.

    Инфо

    Заявитель может обратиться в суд не позднее 3 месяцев с того момента, когда ему стало известно о нарушении налоговой службой его прав. Если срок подачи заявления был пропущен по уважительной причине, то суд вправе его восстановить.

    В том случае, если решение арбитражного суда не удовлетворило заявителя, он вправе обжаловать это решение в суде апелляционной инстанции, а затем в порядке кассационного производства, осуществляемого верховным (кассационным) судом.

    Срок рассмотрения жалобы

    Обращение, направленное в налоговую инспекцию, регистрируется в течение 3 дней, после чего оно рассматривается в течение 30 календарных дней.

    В некоторых случаях время рассмотрения может быть продлено ещё на 30 дней, но не более того. О продлении должностное лицо уведомляет заявителя заранее.

    Прокуратура рассматривает обращения и принимает по ним решения в течение 30 дней.

    Судья единолично рассматривает дела об оспаривании незаконных действий налоговой службы и принимает решение в течение 3 месяцев с момента поступления заявления. Этот срок может быть продлён судьёй на основании мотивированного заявления до 6 месяцев.

    Жалоба в ФНС на организацию

    Мнение эксперта

    Григорьев Егор Кириллович

    Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

    С жалобой на конкретную организацию к налоговикам есть возможность обратиться каждому, кто выявил нарушения. Правда, порядок оспаривания отличается от того, что предусмотрен НК (в гл. 19, 20), поскольку претензию вызвали действия организации, а не фискальщиков.

    Ситуация регулируется ФЗ от 02.05.2006 № 59. Его ст. 7 устанавливает требования к такому обращению, ст. 10 говорит о его рассмотрении, а ст. 12 — о сроках этой процедуры. Общий срок рассмотрения такой петиции составляет 30 дней с момента ее регистрации. После рассмотрения обратившийся получит письменный ответ.

    По ст. 1 и 2 ФЗ от 02.05.2006 № 59, обратиться с претензией в режиме данного ФЗ может любой недовольный возникшей проблемой в своей организации. Например, такеи причины как:

    • так называемая зарплата в конвертах;
    • уклонение от уплаты налогов и т. п.

    При написании непременно обозначается жалующийся (Ф. И. О. плюс место проживания), точное наименование ИФНС, куда подается документ. Допускается указать и конкретное должностное лицо. Потом отмечается почтовый адрес, куда направят ответ по итогам разбора. Следующий обязательный элемент — это опись сути ситуации: описание нарушения и итоговую просьбу. Заканчивается документ постановкой даты и подписи обращающегося. К жалобе следует приложить доказательства факта описанного нарушения. Если доказательства находятся у работодателя и доступа у сотрудника к ним нет, необходимо отразить это в тексте

    Претензия составляется в двух экземплярах, поскольку после регистрации канцелярией ведомства один налоговая оставит у себя, а второй останется у обратившегося. На нем должна стоять отметка сотрудника инспекции о приеме документа, его подпись и дата. Все материалы подают, явившись лично в ИФНС или по почте (заказным письмом с уведомлением). В последнем случае обращение регистрируется в течение трех дней после поступления. Зарегистрированная жалоба анализируется 30 дней, по необходимости указанный срок удлиняют еще на 30 дней, после этого автор документа получает ответ.

    Это важно знать: Обжалование постановления о прекращении исполнительного производства

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: