Как написать жалобу в Центральный Банк РФ


Главная / Жалобы, суды, права потребителей / Услуги и защита прав потребителей

Назад

Опубликовано: 07.09.2018

Время на чтение: 7 мин

0

176

Поскольку банковская деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами, то их нарушение подразумевает возможность клиента жаловаться на банк по различным основаниям.

  • Как правильно написать жалобу?
  • Куда обращаться? ФАС
  • ЦБ РФ
  • Роскомнадзор
  • Роспотребнадзор
  • Способы подачи
  • Документы
  • Среди основных жалоб можно выделить, когда банк:

    • нарушил ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990;
    • не соблюдал банковскую тайну;
    • непрофессионально оказывал услуги;
    • осуществлял скрытые платежи;
    • начислил незаконные штрафы;
    • отказал в возвращении страховки или комиссии;
    • ограничил досрочное погашение;
    • изменил условия договора односторонне;
    • передал долг третьим лицам;
    • неправомерно списал денежные средства;
    • безосновательно заблокировал карту;
    • навязал дополнительные услуги;
    • скрыл информацию об услугах;
    • перечислил деньги другому получателю и т. д.

    В каких случаях можно пожаловаться в ЦБ РФ?

    Содержание

    ЦБ РФ осуществляет контроль за исполнением законодательства кредитными организациями и нормальным функционированием финансовой системы в целом. Помимо коммерческих банков, Центробанк контролирует следующие организации:

    • микрофинансовые организации;
    • страховые компании;
    • ломбарды;
    • негосударственные пенсионные фонды;
    • кредитные кооперативы и прочие финансовые сообщества.

    ЦБ РФ уполномочен рассматривать все жалобы на нарушение банками законодательства и на другие недобросовестные действия кредитных организаций. Однако наиболее распространенными случаями обращения в Центробанк РФ являются:

    • не предусмотренное договором повышение ставки по кредиту и другие попытки изменить условия кредитного договора в одностороннем порядке;
    • неправомерное начисление штрафов и неустоек;
    • списание денег со счета клиента без его согласия;
    • разглашение информации о клиентах третьим лицам;
    • игнорирование обращений клиентов;
    • навязывание услуг;
    • некорректная работа сотрудников банка;
    • переуступка права требования долга без письменного согласия заемщика.

    Жалобы, не относящиеся к компетенции Центрального Банка РФ, рассматриваться не будут.

    Полномочия ЦБ при рассмотрении обращений

    Центральный Банк РФ выдает лицензии на осуществление банковской деятельности и осуществляет контроль за исполнением кредитными организациями банковского законодательства. По обращениям граждан ЦБ вправе инициировать проверку и в случае выявления нарушений применить пресекательные меры. Так, Банк России может заблокировать счет, с которого неправомерно списываются средства, объявить банку предупреждение, лишить его лицензии, оказать влияние на службы, если произошла ошибка в учете данных банковской системы.

    Однако если клиенту банка необходимо вернуть неправомерно удержанные деньги, Центробанк вряд ли в этом поможет:

    у него нет соответствующих полномочий. Обращаться в таком случае нужно в прокуратуру или в суд.

    Практика рассмотрения обращений граждан Центробанком показывает, что наиболее эффективно данная организация решает проблемы ненадлежащего банковского сервиса. В случае возникновения правовых проблем обращение, как правило, перенаправляется в другие, более компетентные структуры: ФАС, Роспотребнадзор или прокуратуру.

    Зачем составляется жалоба

    Составление такого заявления обычно преследует защиту прав гражданина, но предварительно проверяющие инстанции будут проверять обоснованность этой жалобы.

    Как правильно написать жалобу на банк, расскажет это видео:

    Заявления, поданные в разные организации, обычно приводят к тому, что банк привлекается к ответственности, но при этом невозможно принудить его выполнить какие-либо действия по отношению к гражданину. Если же надо добиться какого-либо практического результата, то требуется подавать иск в суд.

    На какие действия целесообразно жаловаться

    Оптимально составлять это заявление в ситуациях:

    • имеются доказательства совершения банком экономического преступления;
    • признается организация банкротом;
    • действия работника учреждения нарушают законодательство или права гражданина.

    В этом случае можно привлечь банк к ответственности или взыскать компенсацию.

    Порядок направления и рассмотрения обращений

    Хотя ЦБ РФ не является органом государственной власти, он обязан рассматривать обращения граждан в соответствии с Федеральным Законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Поэтому срок рассмотрения жалобы в ЦБ РФ составляет 30 дней с момента получения, а в случае, если требуется дополнительная проверка указанных в обращении сведений – 60 дней.

    Существует несколько способов подать жалобу в Центробанк России.

    Важно! Каким бы способом не подавалась жалоба в Банк России на действия коммерческого банка, результат ее рассмотрения во многом зависит от того, как именно она составлена: сформулирована причина обращения, приведены доказательства, ссылки на нормативные акты. В противном случае от Центробанка можно получить формальную отписку, которая никак не поможет в решении проблемы.

    По телефону

    По телефону можно узнать адрес и режим работы регионального отделения банка, узнать статус рассмотрения обращения, получить консультацию.

    Контакты для обращения:

    • 300 – бесплатный короткий номер для мобильных телефонов;
    • +7 – для жителей Москвы и Московской области;
    • 8 – единая горячая линия.

    Через интернет

    Данный способ является самым простым и быстрым. Жалобы, поданные через интернет-приемную Центробанка РФ, имеют статус письменных обращений и подлежат обязательному рассмотрению.

    Для того, чтобы подать жалобу в интернет-приемную Банка России, необходимо открыть официальный сайт Центрального Банка России. В открывшейся форме обращение заполняется в 4 этапа:

    1. Выбор темы жалобы. Если жалоба касается взаимоотношений банка и его клиентов, необходимо выбирать «Банковские продукты/услуги»
    2. Описание проблемы. Необходимо заполнить поля «Продукт» (с какой услугой возникла проблема), «Тип проблемы» и «Наименование организации» (банка). Далее идет поле «Текст жалобы», где требуется в свободной форме изложить суть жалобы. Описывать проблему следует последовательно, в хронологическом порядке, с приведением реквизитов относящихся к делу документов и иных доказательств. Здесь же можно приложить файлы, относящиеся к жалобе: скан кредитного договора, история списаний со счета и т.д.
    3. Контакты. Можно воспользоваться автозаполнением через госуслуги или заполнить поля самостоятельно. Важно указывать только достоверные сведения о себе, иначе можно не получить ответ на свою жалобу. Следует обязательно оставить свою электронную почту, на которую придет ответ.
    4. Проверка данных. После проверки правильности заполнения всех полей можно отправлять жалобу в ЦБ РФ.

    Прийти на личный прием

    Личный прием граждан в центральном отделении Банка России осуществляется по адресу:

    Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1. Личный прием проводится по расписанию: понедельник с 10:00 до 18:00, вторник-четверг с 10:00 до 16:00, кроме нерабочих праздничных дней.

    Прийти можно и в региональное отделение ЦБ РФ. Список территориальных отделений Банка России и их контакты можно посмотреть здесь.

    На приеме можно получить консультацию по вопросам правомерности действий банков, а также подать письменную жалобу, которая будет немедленно зарегистрирована. Для этого необходимо составить 2 экземпляра жалобы в Центробанк, чтобы один отдать сотруднику банка, а на втором проставить отметку о вручении.

    Отправить обращение почтой

    Чтобы письменную жалобу не только приняли, но и ответили на нее по существу и приняли меры, она должна быть правильно составлена. В частности, стиль изложения в письме должен быть деловым, обстоятельства изложены лаконично и без эмоциональной окраски.

    Чтобы написать обращение в Центробанк, следует соблюдать следующие правила. Жалоба начинается с шапки, в которой указываются контакты отправителя и наименование получателя: Банк России. Чтобы точно получить ответ, важно указать свои достоверные данные: ФИО, обратный адрес, номер телефона и адрес электронной почты.

    Далее необходимо расписать суть жалобы, указав следующие данные:

    • все относящиеся к делу события в хронологическом порядке: дата обращения в банк, наименование банка и адрес отделения;
    • ФИО сотрудников банка, производивших обслуживание;
    • какие права, по мнению обратившегося, были нарушены;
    • ссылки на нормативные акты;
    • требование о проведении проверки по факту нарушения и восстановлении прав, дачи разъяснений и т.д.;
    • приложить все относящиеся к жалобе документы: договор обслуживания счета, платежные документы, переписка с банком и т.д.;
    • дата и подпись.

    Важно! Следует указать, каким именно способом следует направить ответ на обращение: заказным письмом через почту на домашний адрес или электронным письмом.

    К жалобе прикладываются копии всех относящихся к делу документов.

    Письмо следует направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России. Далее необходимо ждать возвращения уведомления о вручении, на котором будет указана дата получения жалобы. Именно с этой даты считается срок ответа ЦБ на обращение.

    Как правильно формируется жалоба на банк

    Чтобы документ был действенным, следует грамотно разобраться в том, как правильно формируется заявление. Для этого учитываются требования:

    • формируется в письменном виде;
    • можно не пользоваться какой-либо строгой формой;
    • вся информация должна предоставляться в логической последовательности;
    • составляется документ официально и в уважительной форме;
    • не допускается подавать анонимное сообщение;
    • указываются сведения о банке, конкретном его работнике и заявителе.

    Жалобу можно приносить лично или отправлять по почте и с помощью курьера. Образец заявления, можно скачать ниже.

    Целесообразно составлять два экземпляра, так как один остается у заявителя, но на нем получатель должен поставить соответствующую отметку о принятии.

    Нужны ли доказательства

    Прикладывать к жалобе желательно разные материалы, выступающие подтверждением правоты заявителя. Также при необходимости получения возмещения прикладывается расчет. Если имеется много документов, то предварительно составляется опись. Рассматриваются разные заявления обычно 30 дней.

    Куда еще обратиться, если ЦБ не помог с проблемой?

    Роспотребнадзор

    Роспотребнадзор уполномочен рассматривать вопросы, связанные с нарушением прав потребителей. Он проверяет обстоятельства, изложенные в жалобе, и в случае выявления нарушений в пределах своей компетенции выносит банку предписание об устранении нарушений.

    Контакты: Жалоба будет быстрее рассмотрена, если обращаться в отделение своего региона, но можно обращаться и сразу в главное отделение.

    • Позвонить по телефону: единый консультационный центр – 8 (800) 555-49-43.
    • Написать в Виртуальную приемную.
    • Направить претензию почтой или прийти на прием по адресу: 127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7.

    Телефон и адрес регионального отделения Роспотребнадзора можно узнать на сайте ХХ.rospotrebnadzor.ru, где ХХ – номер региона, например, 22.rospotrebnadzor.ru. В отделение можно позвонить, прийти на личный прием или направить жалобу по почте.

    ФАС

    Относительно кредитных организаций Федеральная антимонопольная служба следит за исполнением законодательства о рекламе и конкуренции. Соответственно, в ФАС можно пожаловаться:

    • на наличие в рекламе банковских услуг сведений, не соответствующих действительности;
    • на рекламный спам;
    • другие нарушения, связанные с рекламой банков.

    Контакты:

    • Отправить обращение в электронной форме.
    • Телефон.
    • Электронная почта
    • Личный прием: Москва, ул. Садовая-Кудринская, дом 11.
    • Личный прием в региональном отделении.
    • Почтовый адрес: Центральный аппарат ФАС России: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3.

    Финансовый омбудсмен

    В каких случая обращаться

    Финансовый уполномоченный (омбудсмен) осуществляет досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и потребителями их услуг. Иными словами, если банк не реагирует на обращения, можно написать финансовому омбудсмену, который даст квалифицированную консультацию по интересующим вопросам в сфере банковских услуг, а также предложит условия урегулирования возникшего спора.

    Контакты:

    • Оставить электронное обращение.
    • Позвонить в Контактный центр.
    • Отправить обращение почтой или прийти лично: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3.

    Прокуратура

    В каких случаях обращаться

    Если клиент подозревает в действиях банка или его сотрудников признаки мошенничества или иных преступлений (например, раскрытие персональных данных), имеет смысл обратиться в прокуратуру.

    Контакты: В прокуратуру следует написать письменное обращение и направить его почтой либо отнести лично прокурору по месту жительства. Найти ближайшую прокуратуру можно с помощью сайта Генпрокуратуры.

    Если правонарушение не носит уголовный характер, можно написать в интернет-приемную прокуратуры.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: